Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный»

Корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный»

«Я шел вдоль берега Оби

...Я шел вдоль берега любви»
Андрей Вознесенский

 

«Над широкой Обью

Чайки день-деньской».

Василий Пухначев


Где не ступала нога человека

Обь – самая протяженная река в России. Она образуется на Алтае и течет через всю Западную Сибирь, вливаясь на севере в Карское море. Ее длина свыше 3,6 тысяч километров; длина русла реки в пределах Новосибирской области – 460 километров.

Несколько лет назад один московский школьник, все летние каникулы проведший в Новосибирске, по возвращении домой в школьном сочинении на тему «Как я провел лето» написал: «Здесь все большое: и сосны, и река, и город». Город, правда, большой. По площади он занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Новосибирская агломерация с населением порядка двух миллионов человек составляет более двух третей населения Новосибирской области. Остальная треть разбросана на оставшихся 80 процентах территории. Вот почему здесь немало мест, куда «не вступала нога человека». Новосибирская область усеяна мелкими населенными пунктами, до которых из-за отсутствия дорог можно разве что долететь. Или доплыть.

Конечно, даже хорошее среднее образование получить в таких местах невозможно. Так же как и воспитать человека в Православной вере. Семьдесят лет безбожной власти сделали свое дело: люди отошли от веры. Но она осталась в генетической памяти. Затаилась в глубинных отделах сердца. И в жизни почти каждого человека рано или поздно наступали моменты, когда он «неожиданно» вспоминал о своем Творце.

«К каждому сердцу, до края земли» (девиз миссионеров)

Но духовные традиции, духовная культура были потеряны. И если стараниями православных миссионеров в больших городах народ постепенно начал возвращаться к своим истокам, люди потянулись к Церкви, то вот в таких отдаленных селах о Боге вспоминали лишь мимоходом: «Бог прибрал», «иди с Богом», – говорили без души, так, чтобы просто повторить услышанное когда-то от своих православных бабушек. И о каких церквях могла идти тут речь? В одних селах храмы давно сравняли с землей, в других переделали в деревенские клубы и склады, а в третьих их никогда и не было. Люди здесь достигали зрелого возраста, а священника в глаза не видели. 

 Духовная пустыня

Первый рейд корабля-церкви «Святой апостол Андрей Первозванный», организованный Новосибирской Епархией и Администрацией Новосибирской области, состоялся двадцать лет назад, в 1996 году.

«Нас встречали умирающие села, – вспоминает руководитель миссионерского отдела Новосибирской Митрополии протоиерей Константин Работа. – Всюду брошенные, разваливающиеся дома с завалившимися штакетниками, на улицах – ни домашней птицы, ни скота, много пьяных. И совсем мало детей. Я специально спрашивал: смертность в некоторых деревнях превышала рождаемость более чем в два раза».

Люди всё бросали и уезжали в районные центры, где можно было найти работу. В деревнях оставались старики, которым совершить переезд было невмоготу. Да и деньги для переезда нужны, а где их взять? Получали копейки.

Нередко бегство из деревни становилось для людей настоящим спасением. Ведь что их здесь ждало? Смерть от паленой водки, гибель в результате пьяной потасовки или пожара от не затушенной сигареты... Есть было нечего. Отец Константин говорит, что в начале 90-х во время крещения у детей довольно часто случались голодные обмороки.

Ни о каком духовном здоровье и речи быть не могло. Да что там духовное здоровье: люди не знали, как правильно перекреститься, не говоря уже о молитве. На священников смотрели как на диво дивное. Но вот, что интересно: когда с ними начинали беседовать, слушали внимательно. Ведь тяга к горнему существует у каждого человека, вот только на каменистой почве она замирает, а на благодатной – в нашем случае приезд миссионеров – оживает.

«Никакие они не христиане!»

Другое дело, нередко этой тягой пользуются сектанты. В некоторых деревнях они устраивали «встречи», на которых вербовали новых адептов в свои организации. Впрочем, назвать жителей глубинки излишне доверчивыми ни в коем случае нельзя.

«Был такой случай, – рассказывает отец Константин. – Как-то в одно из дальних сел нагрянули сектанты. Они собрали жителей и начали рассказывать им о Христе, потом предложили вместе попеть “духовные” песни. Люди послушали, посмотрели, посоветовались между собой и решили вызвать участкового, поскольку “раз во время духовного пения они не крестятся, значит, никакие они не христиане”. Участковый отреагировал мгновенно, и сектанты были выпровожены из деревни – от греха подальше».

В другом селе православные миссионеры повстречали целую сектантскую семью, члены которой сначала строго стояли на своем, но после непродолжительной беседы вся семья отказалась от навязанного им мировоззрения и с радостью приняла Православие.

«Это наглядный пример того, что в сердцах православных людей, насильно оторванных от Бога, остается искра веры, – говорит батюшка. – И наша первостепенная задача состояла не в том, чтобы просветить язычников или атеистов, но в том, чтобы вернуть людей в лоно Матери Церкви».

Крещение в Оби

Несмотря на кажущееся духовное запустение, начиная общаться с местными жителями, миссионеры видели, как те внутренне преображались. Люди исповедовались, причащались, охотно принимали участие в молебнах, крестились сами и крестили своих детей – первые годы Таинство Крещения совершалось прямо в водах Оби, крестили порой чуть ли не целыми селами по 100-160 человек одновременно, – просили освятить дома, пристройки, теплицы.

Удивительный случай произошел в одной из дальних деревень. «Ко мне подошла женщина и попросила причастить ее старенькую мать, которая уже давно не выходит из дома, – говорит отец Константин. – Я засомневался, сказал, что скоро полдень и наверняка ее мама поела или попила воды, а причащаться надо натощак. И здесь женщина неожиданно ответила: “Что Вы! Мама никогда не ест и не пьет, пока где-то служат Литургию”. Слышать такое в глухом селе, за сотню верст от райцентра, где люди никогда не видели священника, было и необычно, и радостно одновременно».

Врачебная миссия

Изначально в состав мисси Корабля-церкви входи священнослужители и социальные работники (людям привозили одежду, обувь, продукты питания). Однако первая же поездка показала, как много сельских жителей из глубинки нуждаются в медицинской помощи. Ближайший фельдшерский пункт может находиться в десятках километрах, причем по бездорожью. Люди годами не обращаются к врачам, в результате чего, по словам отца Константина, имеющего, кстати, высшее медицинское образование, многие из них страдают тяжелыми хроническими заболеваниями и не получают никакого лечения.

Если бы сельские жители, проживающие в отдаленных районах, проходили диспансеризацию, то и здоровье, и продолжительность жизни на селе были бы завидными, поскольку своевременно решались бы все проблемы. Раньше так и было, замечает священник. Однако реформы – перепрофилирование сельских больниц во врачебные амбулатории, которые позже превратили в фельдшерско-акушерские пункты – нанесли по сельской медицине серьезный удар, в результате которого люди перестали своевременно получать квалифицированную медицинскую помощь.

Начиная со второго рейда в миссию была включена бригада врачей самых разных специальностей: терапевт, хирург, эндокринолог, кардиолог, врач УЗИ, офтальмолог, оториноларинголог, невролог. Врачебную нагрузку специалисты получали запредельную: люди выстраивались к докторам в очередь. Прием начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. И почти в каждом населенном пункте выявлялись больные с тяжелой патологией, требующей длительного лечения и даже госпитализации.

К сожалению, состояние здоровья людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, сегодня не изменилось к лучшему. Как и в 90-е годы, врачи-миссионеры продолжают диагностировать серьезные заболевания, в том числе онкологические. В одну из очередных поездок врачи срочно госпитализировали семь больных с инфарктом миокарда. Люди чувствовали себя неважно, но никак не думали, что у них на сам деле все так плохо. Недавно эндокринолог выявила у пятилетнего мальчика сахарный диабет. Его родители даже не догадывались об этом. Ребенка сразу направили в стационар. Если бы врачи приехали двумя месяцами позже, мальчика уже бы не было в живых.

В этом году врачи выявили двоих больных с инфарктом миокарда. И одиннадцать человек с онкологическими заболеваниями, которые, как известно, на ранних стадиях хорошо поддаются лечению.

«А душа поёт!»

Всего за этот рейд врачи осмотрели 5313 человек, в том числе 539 детей. И так каждый год – по 50 и более пациентов в день. «Многие по возвращению на корабль буквально с ног валятся, а душа поет!», – радуется руководитель медицинской группы духовной миссии врач ультразвуковой диагностики Ольга Фишева, награжденная за миссионерские труды орденом святой Равноапостольной княгини Ольги.

Несмотря на то, что врачи активно принимают участие в православной миссии, не все они воцерковлены, и даже не все крещенные. Нет, конечно, врачебная бригада имеет свой костяк, состоящий из воцерковленных врачей-христиан, ежегодно участвующих в миссии. Но помимо постоянных ее членов каждый год в миссию входят новые врачи, которые, может быть, и считают себя православными христианами, однако в церковной жизни участия не принимают. В поездке, тесно общаясь со священнослужителями и своими воцерковленными коллегами, они узнают много нового для себя, у них появляется интерес к «этой жизни», они начинают исповедоваться, причащаться. И редкая поездка обходится без того, чтобы кто-то из некрещеных врачей не принял святое Крещение. Прошлогодняя миссия также не стала исключением: покрестился врач-невролог.

«Жизнь жительствует!»

В этом году миссии корабля-церкви исполнилось двадцать лет. В августе миссионеры отправились в свой юбилейный рейд. По мнению миссионеров, эта поездка не отличалась бы от предыдущих, если бы не экстремальные погодные условия. В Сибири август обычно прохладный, но в этот раз жара стояла просто невыносимая. Тем более что в этом году корабль чаще использовали как базу: от пристани разъезжались по населенным пунктам – за сотню километров. По каким дорогам приходилось добираться до этих сел – отдельный разговор. Это даже не дороги – направления. И жара, и пыль... Люди выбивались из сил. Трудовой подвиг? Нет, так никто из них не считает. Просто работа. Тяжелая, но работа.

Сегодня жизнь на селе не такая, как двадцать лет назад. То, что миссионеры видели в 90-х, иначе как ужасом не назовешь. По образному сравнению одного из священнослужителей, складывалось впечатление, как будто наши входят в разграбленное фашистами село: полная разруха. Но как бы трудно не было, а все эти годы село мало-помалу выкарабкивалось из нищеты.

«За 20 лет произошло самое важное – ушло уныние. Люди обрели надежду. А ведь была массовая депрессия. А сейчас перекрывают крыши, строят новые жилые дома, почти у каждого дома стоит пусть и совсем простенькая, но машина», – говорит священник.

«Пьяных нет. Мы спрашивали: что, меньше пить стали? Да, меньше. Сейчас мужики все при деле, если кого-то не устраивают местные заработки, едут трудиться вахтовым методом.

По улице дети бегают. В 1997 году в одном из сел Мошковского района на одного рожденного приходилось 17 умерших! И такое было повсеместно. Катастрофа! Аналитики на полном серьезе задавались вопросом: а будет ли существовать наше государство? Сегодня показатели рождаемости повсеместно растут, и уже немало сел, где рождаемость превышает смертность в 1,5-2 раза.

Молодежь не уезжает. И для них находится работа. В деревнях побогаче строят животноводческие комплексы, по полям ходят комбайны. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Жизнь жительствует!» Не везде заметны столь разительные перемены, но тенденция к возрождению и развитию наблюдается в большинстве селах».

Они были первыми

Двадцатая, юбилейная, поездка проходила по местам, в которых они уже были четыре года назад.

«Люди стали другими, – отмечает священник. – В прошлый раз к нам никто не подходил за благословением, а сейчас и с цветами встречают, и благословение берут. В некоторых деревнях сформировались православные общины из 15-20 человек. Пусть и один раз в месяц, но теперь сюда из районных центров приезжают священники, чтобы провести богослужения в помещениях, переоборудованных под храмы. Духовная жизнь на селе возрождается на глазах».

К примеру, в деревне Улыбино Искитимского района четыре года назад не было ни храма, ни общины: миссионеры столкнулись с полным духовным запустением. А уже этим летом корабль тепло встречали представители местной православной общины во главе со священником. В переоборудованном под церковь помещении была совершена Божественная литургия, причастились 41 человек.

Конечно, в настоящее время успешной организации новых евхаристических общин во многом способствует решение Святейшего Патриарха о разукрупнении епархий, считает отец Константин. Это позволяет архиереям новообразованных епархий больше времени уделять жителям отдаленных сел, совершать богослужения даже в самых глухих деревнях. Миссия же Корабля-церкви – разовая акция. Однако ее значение невозможно переоценить, потому что именно миссионеры были первопроходцами, они первыми пришли туда, где сейчас налаживается духовная жизнь. 

«Создание евхаристических общин в отдаленных селах и деревнях – наша общая и главная цель», – подчеркивает отец Константин. За двадцать лет миссии таких общин образовалось немало. Возможно, уже скоро придется менять формат миссии, полагает священник: «Какой она будет пока не вполне понятно, но уже нужно об этом думать». Но на сегодняшний день работа Корабля вполне востребована: «В нас нуждаются, нас ждут, а приезд миссии расценивается жителями глубинки как ярчайшее явление в их по-сельски размеренной и не особо богатой событиями жизни».

 Дмитрий КОКОУЛИН,

Фото М. Пучкова


За 20 лет духовное окормление получили более 50 тысяч человек, из них порядка 16 тысяч человек были крещены. Врачи миссии обследовали свыше 100 тысяч человек.

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Никодим совершил Божественную литургию в честь Рождества Христова» перейти в фотогалерею
Система Orphus