Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Праздник Святой Троицы – день рождения Церкви

Праздник Святой Троицы – день рождения Церкви

В пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь отмечает великий праздник Святой Троицы, или Пятидесятницы. В этот день совершается воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов.

Во время Своего земного служения Господь Иисус Христос многократно предупреждал учеников и апостолов о Своем отшествии, но при этом обещал послать им Утешителя, исходящего от Отца. После Распятия и Воскресения Господа апостолы часто собирались вместе для молитвы. В пятидесятый день после Воскресения Господа, когда они собрались в Сионской горнице, был слышен сильный шум – на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков. В Иерусалиме в это время было много паломников-иудеев из рассеяния, некоторые из них проживали в других странах, и их родными наречиями были языки этих стран и провинций Римской империи. Когда евреи собрались, услышав шум, все они слышали апостолов говорящими на родном для них наречии. Это было удивительным знамением для иудеев, показывающим присутствие Божие в собраниях христиан.

Источником сведений об этих событиях является книга Деяний святых апостолов. Церковная традиция говорит, что вместе с апостолами в это время была и Матерь Божия. На многих иконах Пятидесятницы можно видеть Ее среди Апостолов.

Значение сошествия Святого Духа чрезвычайно велико. Он участвовал в человеческой истории и до этого события. Ветхозаветные пророки говорили по внушению Святого Духа. Но это было лишь предварением присутствия Святого Духа в жизни Церкви. После же сошествия Святого Духа, произошло необычайное преображение апостолов. До этого апостол Петр, страшась, отрекся от Христа, теперь он смело выходит на проповедь, и, благодаря Божественной силе, сразу же обращает к вере три тысячи человек. Апостолы становятся пламенными проповедниками, они уже не боятся никаких трудностей и человеческих угроз, наоборот, с радостью принимают скорби и гонения за имя Христово. Благодаря их усилиям, все больше людей обретает истинную веру, Церковь начинает чрезвычайно быстро распространяться в разных странах. День Святой Троицы по праву называется днем рождения Церкви.

Повествование книги Деяний показывает явные проявления действия Святого Духа в первом поколении христиан. Верующие живут единодушно, так что в Священном Писании сказано, что у них была «одна душа». Они имели большое сострадание к нуждам ближних, так что среди них не было ни одного нуждающегося. Все время они пребывали в молитве и в учении апостолов. Каждый день верующие собирались в храме и прославляли Бога. Особенные дары Святого Духа получили апостолы: они совершали исцеления, узнавали волю Божию через духовные видения.

IMG_6160.JPG

Преподобный Серафим Саровский называл стяжание Святого Духа целью христианской жизни. Всякое доброе дело, всякий труд и воздержание, даже сама молитва угодны Богу лишь тогда, когда совершаются с целью приобретения Святого Духа. По своей природе человек стремится к общению с Богом, без связи с Богом он не может найти подлинного покоя в земной жизни и спасения в жизни вечной. Осуществляется же общение с Богом только в Православной Церкви и только благодаря действию Святого Духа в человеке.

Праздник Пятидесятницы имеет ветхозаветные корни. Еврейский народ праздновал пятидесятый день после начала сбора урожая. Впоследствии пятьдесят дней стали отсчитывать со дня ветхозаветной Пасхи. Уже в христианскую эпоху иудеи стали связывать Пятидесятницу с дарованием законодательства на горе Синай.

В своем слове на день Пятидесятницы святитель Филарет Московский противопоставляет ветхозаветный закон, который приносил человеку дух рабства и страха смерти, и новозаветный закон свободной, благодатной жизни во Христе.

Действие Святого Духа в человеке Священное Писание объясняет при помощи видимых образов. Святой Дух – нематериальный огонь, который приносит свет веры и тепло любви. Он сжигает в человеке всякую привязанность к земным вещам и делам, все плотские страсти, разгоняет тьму неведения и сомнений. Но все это происходит не против воли человека, а лишь при его произволении. В то же время, человек не может контролировать присутствие Святого Духа в себе, Дух приходит и уходит. Поэтому еще один образ Святого Духа в Библии – ветер, который мы замечаем по его влиянию на другие предметы, но не можем увидеть тех движений, которые составляют его самого.

Если человек твердо решится отвернуться своей воли и покориться воле Божественной, то сам Господь поведет его тесным путем страданий и скорбей, сочетающихся с духовным утешением. Постепенно совершенствуясь в подвиге, в отвержении страстей, христианин все больше исполняется Святого Духа. Смиренный человек, ставший носителем Святого Духа, испытывает неизреченное блаженство. Благодать Божия, пребывающая в нем, делает драгоценным все, к чему он прикасается. Апостол Павел поэтому говорит о некоторых подвижниках, что их не был достоин весь мир. Такой человек во всем ищет повод к смирению, при всем своем духовном величии полон сознания своего недостоинства.

В наше время некоторым людям, принимающим православную веру, чуждо понятие о действии Святого Духа. Они либо вовсе его отрицают, либо относят к далеким от нас временам и лицам. Такие люди как на средство своего спасения надеются либо на свою порядочность, либо на дело искупления, совершенное Христом. Порядочность состоит в том, что человек исполняет основные обязанности гражданина, члена общества, не делал в жизни чрезмерно беззаконных поступков. Однако, этого недостаточно для спасения. Сам Господь начал Свою проповедь с покаяния, оно является основой христианской жизни. Но покаяние состоит в том, что человек старается жить святой жизнью, не совершать никакого греха. При этом он все больше начинает видеть свои грехи, свою неспособность с ними справиться и свою нужду в помощи Спасителя. Тогда и Господь приходит на помощь человеку и дает ему новые силы для борьбы со страстями. Все это становится возможным благодаря дару Святого Духа. Если же человек не хочет менять свою жизнь, и успокаивает себя, говоря, что он не хуже окружающих, то соединиться с Богом он не сможет.

Столь же пагубно надеяться лишь на подвиг Христов. Христос принес в мир семя, зародыш нашего спасения. Но мы должны взращивать его в себе, а не пренебрегать им. Людей, которые духовно почивают, надеясь на дело Искупителя, святитель Филарет сравнивает с иудеями, которые были уверены в своей праведности из-за знания Закона. Такое неоправданное успокоение обязательно будет разрушено бурей.

Божественные дары Святого Духа могут показаться редкими, но это не означает, что они даются лишь исключительным, избранным людям. Но это не так. Не все верующие могут изрекать пророчества или совершать исцеления, но это и не нужно. Такие необычайные дарования Бог дает в тех случаях, когда это необходимо по Его Промыслу, их не следует искать самому. Но все люди призваны к стяжанию даров Духа, помогающих в борьбе с грехом, в помощи своим ближним, в стремлении ко спасению. Поэтому событие Пятидесятницы лежит в основе нашей духовной жизни.

До праздника Пятидесятницы христиане, как совоскресшие Христу, не совершают коленопреклонений, радуясь о Воскресении Спасителя. По наступлении же праздника, после литургии в самый день Святой Троицы совершается вечерня, на которой читаются коленопреклонные молитвы. Церковное предание приписывает их составление святителю Василию Великому, жившему в IV веке. В этот день верующие впервые после Пасхи становятся на колени. Такое положение при молитве символизирует наше смирение. Мы надеемся сохранить смиренное состояние, чтобы, по примеру апостолов, принять дары Святого Духа, получить силу к совершению богоугодных деяний. Коленопреклонные молитвы, однако, не скорбные, напротив, они весьма торжественны. В этот великий праздник Церковь с дерзновением обращается к Богу. В молитвах мы исповедуем перед Богом Отцом наши прегрешения и просим Его помиловать нас ради Крестной Жертвы Его Сына, Господа Иисуса Христа, просим о даровании нам Духа Святого и об упокоении всех усопших православных христиан.

Тимофей Шабалин, студент семинарии 


Поделиться публикацией:
Система Orphus