Хотя святой Спиридон, который был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником, не оратором, менее всего подходил для богословского подвига, в 325 году он, как и святитель Николай, и другие святые отцы, подвизавшиеся на ниве Христовой в тот период, принял участие в деяниях I Вселенского собора в Никее, созванного императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария.
На Никейском соборе святитель Спиридон вступил в состязание с греческим философом, защищавшим эту ересь. В своей простой речи святой убедительно отстоял Правду Божию. После беседы со святым Спиридоном противник христианства сделался его ревностным защитником, принял святое Крещение. Обратившись к своим бывшим единомышленникам, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».
На этом соборе святитель Спиридон силой чудотворения защитил исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: он взял в руки кирпич и сжал его – мгновенно вверх вырвался огонь, вниз потекла вода, а в руках чудотворца осталась глина.
«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».