Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Недели Святой Четыредесятницы

Недели Святой Четыредесятницы

Продолжение

 

Уже прошла первая седмица Великого поста с неделей Торжества Православия, и уже заканчивается вторая с грядущей неделей святителя Григория Паламы. Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое особое название. Об этом рассказывает настоятель храма в честь Преподобных отцов Киево-Печерских иерей Александр Приходько

 

 

– Благословите, батюшка! В прошлый раз мы с вами закончили разговор на теме первой недели Великого поста – Торжестве Православия, которое посвящается победе над иконоборчеством. Следующая неделя Великого поста – неделя святителя Григория Паламы. Церковь празднует его память 27 ноября, это день преставления святого. Но почему мы молитвенно вспоминаем святого Григория Паламу еще и во вторую Неделю Великого поста?

Святитель Григорий Палама, византийский богослов, родился в семье сенатора и получил блестящее светское образование. Сам император видел в нем будущего государственного деятеля. Но душа Григория тяготела к монашеству, которое он и принял, будучи еще совсем молодым человеком. Многолетние духовные труды привели его к умозаключению, что Бог, несмотря на существующее тогда мнение о Его непознаваемости, напротив, познаваем. Он Сам Духом Святым открывается человеку, который идет путем сугубого поста и непрестанной умной молитвы, озаряя его Божественным Светом – как это произошло с апостолами на горе Фавор, увидевших Преображение Христа. Но открывается настолько, насколько сам человек может это принять. Вот почему святителя Григория Паламу особо вспоминают Великим постом – Церковь напоминает нам о спасительной силе телесного воздержания и усиленной молитве, приближающих человека к Богу. Эту неделю еще называют Светоносной.  

– Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Почему она так называется?

 

Накануне этого воскресного дня на вечернем богослужении на середине храма устанавливают Животворящий Крест Господень для всеобщего поклонения. Он находится там всю следующую седмицу.

 

Вынос Креста приходится на середину Великого поста. Если сравнивать поприще поста с восхождением на высокую гору, то полпути уже пройдено. Это был очень нелегкий путь, а впереди еще столько же. Правда, уже хорошо видна спасительная вершина, однако и силы на исходе. Но Крест Господень – орудие нашего спасения. Он призван укрепить христианина, ободрить, наполнить решимостью завершить начатое восхождение.

 

Ну и, наконец, это напоминание всем нам, что у каждого из нас есть свой крест, который необходимо взять и следовать за Христом, чтобы в конце пути удостоиться вечной жизни. Об этом говорится в Евангелие, соответствующий отрывок из которого читается в Крестопоклонную неделю.

Многие христиане стараются причаститься в этот день, чтобы в Таинстве Евхаристии соединиться со Христом, помня Его наставления: «Без Меня не можете делать ничего» 

 

За Крестопоклонной неделей следует неделя, посвященная преподобному Иоанну Лествичнику.

 

Как и святитель Григорий Палама, преподобный Иоанн Лествичнк был великим аскетом. В юности он тоже получил хорошее светское образование, но светская жизнь не привлекала его, и он ушел в монастырь, многие годы провел в посте и молитве, стал игуменом знаменитой Синайской обители. Святой говорил о покаянии как о возвращении к Богу и примирении с Ним. Само покаяние тесно связано с молитвой и постом. Великий пост – особое время примирения с Богом. Поэтому мы и вспоминает преподобного в одну из Недель Великого поста.  

 

Ему принадлежит известное сочинение «Лествица…», которое считается выдающимся памятником аскетической литературы. В книге преподобный Иоанн подробно – по ступеням – рассказывает о пути к духовному восхождению и спасению души. И вот уже пятнадцать веков преподобный через свою «Лествицу...» поучает людей правильной духовной жизни.  

 

– Если православные христиане хорошо знают святителя Григорию Паламу и преподобного Иоанна Лествичника, читали их жития, то невоцерковленные люди в большинстве своем о них даже не слышали. А вот преподобную Марии Египетской знают, наверное, все!

 

Память этой великой святой Церковь празднует 14 апреля, но кроме этого, ее особо вспоминают в пятое воскресенье Великого поста и в четверг следующей за этим воскресным днем седмицы, когда во время совершения канона преподобного Андрея Критского читается ее житие. Эта служба называется «Мариино стояние».

 

Мы вспоминаем Марию Египетскую как пример того, что для каждого человека доступно спасение, даже если он находится на самом дне. Милости Божией нет предела. Но от человека требуется проявить решимость раз и навсегда порвать с грехом. Преподобная Мария видела смысл своей жизни в удовлетворении греховных потребностей плоти, и целенаправленно следовала этим путем, пока Господь не открыл ей глаза на ее жизнь. С этого момента она удалилась в пустыню, где семнадцать долгих лет страдала от дневной жары, ночного холода, голода и тяжких искушений. И все это ради того, чтобы искупить грех. Пресвятая Богородица не оставляла ее на этом пути, поддерживала, укрепляла, потому что страдания, которые претерпевала Мария, были не под силу человеку. Но и покаяние ее было велико. И как следствие, она достигла самых вершин святости.

 

Так и нам, взирая на подвиг преподобной Марии Египетской, нужно стремиться к поставленной цели, не бояться, не отчаиваться, не впадать в уныние, смело идти путем Великого поста, призывая на помощь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь.  

 

И, наконец, шестая неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

 

Если уж быть совсем точным, то Великий пост заканчивается в пятницу, накануне Лазаревой субботы. Однако в сознании людей, и Лазарева суббота, и Вход Господень в Иерусалим связаны с Великим постом. Тем более что дни эти все равно постные, хотя Церковным Уставом и предусмотрено послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушать икру, а в сам праздник Входа Господня в Иерусалим – рыбу. В субботу священнослужители меняют облачение: вместо темных, «постных», риз надевают белые. А в воскресенье белые ризы заменяют зелеными. Таков цвет этого праздника.

 

Название воскресного дня исходит от известного евангельского события, в это день Господь на осляти въезжал в Иерусалим. Праздник радостный и трагичный одновременно: народ ликовал, встречая Царя Освободителя от римского владычества, восклицал «Осанна!», но очень скоро эти же люди стали кричать «Распни Его!». Таким образом, Вход Господень в Иерусалим – это Его путь на Крестные страдания. Но богослужение дня – праздничное и торжественное, потому что Господь взял на себя грехи всех людей и принес за них Искупительную Жертву на Кресте. Тем самым Он победил и смерть, которая является следствие греха. Теперь каждый человек может рассчитывать на жизнь вечную.

 

– Батюшка, после Входа Господня в Иерусалим до Пасхи осталось совсем ничего – только Страстная седмица.

 

Следует четко понимать, что Великий пост является подготовкой к Страстной седмице. Поэтому очень важно правильно рассчитать свои телесные и духовные силы, чтобы ее достойно пройти. Это очень непростой период.  

 

В Великий Понедельник на службе вспоминается проклятие бесплодной смоковницы. Засохшее дерево олицетворяет душу, лишенную покаяния и веры.

В Великий Вторник читается притча о десяти мудрых девах, верующих призывают трезвиться и бодрствовать, чтобы не пропустить встречу со своим Спасителем. 

Великая Среда – тяжелый день. В этот день вспоминается некая жена, возлившая миро на главу Спасителя и предательство Иуды. Любовь и зависть, глубокое покаяние и бунт против Творца.

Великий Четверг – установление Спасителем Таинства Евхаристии на Тайной вечере. «Сие творите в Мое воспоминание», говорит Господь апостолам и всем нам. Христиане идут в храм причаститься Святых Христовых Таин. Таинственным образом они становятся живыми свидетелями того события. Вечером на службе читаются Двенадцать Страстных Евангелий.   

В Великую Пятницу вспоминаются Крестные Страдания Христа, читается особый канон «О распятии Господни и на Плач Пресвятые Богородицы». Совершаются вынос Плащаницы и Чин Погребения.

Великая Суббота – воспоминание сошествия Христа в ад. Священнослужители надевают белые ризы. Белый цвет символизирует Божественный свет, исходящий из Гроба Воскресшего Христа.

А к полуночи православные вновь собираются в храме, чтобы встретить Светлое Христов Воскресение.

 

Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus