Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев

18.07.2018 06:26:00
100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев Слова и проповеди о Царственных страстотерпцах, сказанные святителем Иоанном (Максимовичем), архиепископом  Шанхайским и Сан-Францисским, и слово, произнесенное перед богослужением об упокоении душ Государя Николая II и с ним убиенных. 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Святая Церковь завтра [4/17 июля] прославляет святителя Андрея, епископа Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-мученика и иже с ним убиенных. В России также ежегодно собирались русские люди в храмы в день святого Андрея Критского, но не того, который прославляется завтра, а преподобномученика Андрея, замученного за исповедание Христа и правды Христовой. В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение государя Александра III в Борках 17 октября 1888 года. 

Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты, кроме одного, в котором находился Царь со своей семьей. Так в день преподобного Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен наследник, а впоследствии государь Николай Александрович, и также в день святого Андрея Критского, мирно окончившего свои дни на земле, Государь был убит безбожниками и изменниками. 

В день преподобномученика Андрея Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшего Воскресение Христово; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение Государя. А через 30 лет, в день святого Андрея, учившего о покаянии, Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. 

Это тем более страшно и непонятно, что государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ. Царь-мученик более всего походил на царя Алексея Михайловича Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. 

Россия знала Александра II Освободителя, но царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III Миротворца, а государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. 

Государь Николай II в условиях во много раз более трудных восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна Калиту и Иоанна III Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. 
Государь Всероссийский – он первый и единственный был царем Всерусским. Его внутренний, духовный, нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном – в набожности. 

Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался [Святых Таин], причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. 

Он был образцом целомудрия и главой образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он прошел один несколько верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда совсем один, и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», то государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но выдающийся отец Церкви святой Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.

Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любившему ее более своей жизни Государю? Она отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие Государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. 

Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь [народа] к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя… 

Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желаемого, она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверями, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день святого Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом… 

Под сводом екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя-Освободителя. Здесь же народ, весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). 

Измена, предательство, нарушение присяги на верность царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и окаменение, нечувствие – вот из чего русский народ сплел венок, которым увенчал своего Царя. Сегодня день скорби и покаяния. Почему, спросим мы, Господь, спасши того же Царя в день Андрея Мученика, не спас его в день другого Андрея – учителя покаяния? С глубокой грустью отвечаем: да, Господь мог так же чудесно его спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин. Государь теперь принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение нашей вины, как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда, Пилат и Каиафа и те, кто требовал от Пилата убийства Христа. Великий грех поднять руку на Помазанника Божия. Когда царю Давиду принесли известие об убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал участия в убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе убийство царя. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. 

В скорби мы говорим: «Кровь его на нас и на детях наших». Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святого Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала. После спасения царской семьи в Борках была начертана икона с изображением святых, имена коих носили члены царской семьи. Быть может, придет время, когда не небесные покровители их, а сами Царственные мученики будут изображаться на иконах в память вспоминаемого события. Но теперь мы будем молиться об упокоении их душ и будем просить у Господа глубокого слезного покаяния и прощения для себя и для всего русского народа. Аминь. 
Грех цареубийства После смерти Саула, павшего на свой меч во время битвы с филистимлянами, один амаликитянин побежал известить о том Давида, гонимого в то время Саулом. Предполагая, что Давид будет весьма рад принесенной вести, он решил выдать себя за убийцу Саула, чтобы тем еще больше увеличить ожидаемую награду.
Однако, выслушав придуманный амаликитянином рассказ о том, как он, по просьбе раненого Саула, умертвил его, Давид схватил одежды свои и разодрал их, так же сделали и все люди, бывшие с ним. Они рыдали и плакали и постились до вечера. «И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: откуда ты? И сказал он: я сын пришельца, Амаликитянина. Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» и приказал одному из слуг убить его. Притом Давид сказал: «Кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: “я убил помазанника Господня”» (см. 2 Цар. 1, 1–16). Так был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от него Господь, и являлся гонителем невинного Давида. Из слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула, однако он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно называние себя цареубийцей и похвальбу сим поступком. 
В сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах царя Николая II и его семьи?! В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией. Восприяв не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную «печать дара Духа Святаго» в таинстве Миропомазания, император Николай II был до конца жизни верен своему высокому званию и сознавал свою ответственность перед Богом. 

Император Николай II в каждом поступке отдавал отчет перед своей совестью, вечно «ходил пред Господом Богом» (см. Быт. 5, 22; 6, 9; 17, 1). «Благочестивейший» во дни своего земного благополучия не по имени только, а и самым делом, он во дни своих испытаний проявил терпение подобное терпению праведного Иова. На такого-то царя поднялись руки преступников, и притом уже тогда, когда он от перенесенных им испытаний очистился, как злато в горниле, и был невинным страдальцем в полном смысле того слова. 
Преступление против царя Николая II еще тем страшнее и греховнее, что вместе с ним убита вся его семья, ни в чем не повинные дети! Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. Если подвергся смерти иноплеменник – мнимый убийца Саула, за убийство беззащитного Царя-страдальца и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы. Глубокое осознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-мученика требуется от нас Божией правдой. Память невинных князей святых Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыжала князей, начинавших раздоры. Кровь святого великого князя Игоря произвела душевный переворот в душах киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя. Святой Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины. Всероссийское почитание святого Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери. Прославление святого царевича Димитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и после тяжких потрясений привело к возрождению России.
Царь-мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех страстотерпцев. Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне п еред умученным ими князем Игорем, как владимирцы и суздальцы – перед убитым великим князем Андреем Боголюбским! Тогда Царь-страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ею бедствий. Тогда Царь-мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси. Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!
В один день рухнули величие и слава державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись государя императора Николая Александровича на акте отречения от престола является исторической границей, отделяющей великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь. Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей, и весь народ находится в угнетении и постоянном страхе. Люди боятся даже своей собственной никому не высказанной мысли, боятся, чтобы она не отразилась на выражении лица. Что произошло в тот день сорок лет назад?
Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность государю Помазаннику Божию и предание его на смерть. Лишен власти, а потом и свободы тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России. 
Десятки лет темные силы зла вели борьбу против Помазанника Божия, против государственной власти, верной Богу. Те же силы убили и государя императора Александра Николаевича, царя-Освободителя. То преступление отрезвило народ, всколыхнуло всю страну, и тот нравственный подъем дал возможность государю императору Александру III Миротворцу крепкой рукой править Россией. Прошло два десятка лет мирной жизни и развития России, и создался новый заговор ниспровержения царского престола. То был заговор врагов России. В самой России шла борьба против самой ее сущности, и, разрушив престол, враги России уничтожили даже имя ее. Теперь весь мир может видеть, как связаны между собой царская власть, верная Богу, и Россия. 
Не стало царя – не стало России. Борьбу против царя и России вело скрытое безбожие, проявившее себя затем открыто. Такова сущность борьбы против царя и России, против основы ее жизни и исторического развития. Таковы смысл и цель той борьбы, которые, может, не все сознавали из тех, кто были ее пособниками. Против царя и России было призвано все грязное, и ничтожное, и грешное, что может быть в душе человека. Все это всеми силами поднималось на борьбу против царской короны, увенчанной крестом, ибо царское служение есть крестоношение. Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо, по слову Господа Иисуса Христа: «Он лжец и отец лжи, и когда говорит он ложь, говорит свое» (см. Ин. 8, 44). Все было поднято против самого кроткого, чистого и любвеобильного Царя, чтобы в страшный час борьбы против него он остался один. Предварительно распространялись грязные клеветы на царя и его семью, чтобы народ охладел к нему. Неверные союзники приняли участие в заговоре. Ближайшие сотрудники, когда государю нужна была нравственная поддержка, не дали ее и нарушили присягу. Одни – приняв участие в заговоре, другие – по слабости советуя отречение. Государь остался совсем один, а кругом «измена, подлость и трусость». Со дня отречения все пошло последовательно рушиться. Иначе и не могло быть. Был свергнут тот, кто объединял все, стоя на страже Правды. Был совершен грех, и открыт свободный путь греху. Напрасно хотят отделить февраль от октября: одно было прямым следствием другого. 
В нынешние дни марта Псков был Гефсиманией для Государя, Екатеринбург стал для него Голгофой. Государь Николай Александрович скончался как мученик, с непоколебимой верой и терпением, выпив чашу страданий до дна. Грех против него и России совершили все, кто так или иначе действовал против него, не противодействовал тому или хоть сочувствием принял участие в совершившемся сорок лет назад событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием. Вознося молитвы об упокоении его души, мы молим и об убиенных также в мартовские дни царях Павле Петровиче и Александре Николаевиче. И молимся о прощении русскому народу тяжкого греха измены и цареубийства. Горе тем, кто добром называет зло, а добро – злом. Перед нами, перед русским народом, путь восстания есть путь сознания греха и покаяния. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа. 
Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобно тому как Господь Бог, освободив Израиль от плена вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим. Страстотерпец Николай II «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4, 10–11). Так изрек Бог Каину после убийства им Авеля. Незлобивый, кроткий Авель бездыханный и безгласный лежал на земле. Но кровь его вопияла к небу. О чем вопияла она? Вопила земля, вопила природа, взывая к Богу о правосудии. Вопила, ибо не могла молчать, потрясенная совершившимся преступлением. Есть события, которые потрясают даже бездушные стихии. Сам Господь творит тогда суд над ними. Таково было первое убийство, убийство Каиново. Таковы многие другие тягчайшие преступления. К ним относится страшное цареубийство в Екатеринбурге. 
За что был преследуем, оклеветан и убит царь Николай II? За то, что он был царь, царь милостью Божией. Он был носителем и воплощением православного мировоззрения, согласно которому царь есть слуга Божий, Помазанник Божий, должный Ему дать отчет за судьбы вверенного ему народа, за все свои деяния и поступки, не только личные, но и как правителя. Так верил православный русский народ, так учила Православная Церковь, так сознавал и ощущал царь Николай. Он весь проникнут был этим сознанием. Он смотрел на свое несение царского венца как на служение Богу. Он помнил то при всех своих важных решениях, при всех возникавших ответственных вопросах. Вот почему он так тверд и непоколебим был в тех вопросах, в которых он был убежден, что такова воля Божия, твердо стоял за то, что представлялось ему нужным для блага возглавляемого им Царства. А когда он увидел, что поставлен [в условия] невозможности совершать по совести свое царское служение, то сложил с себя царский венец, подобно святому князю Борису не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси. 

Самопожертвование царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимые скорбь и страдания. Но в них он проявил величие духа, уподобившее его праведному Иову. Злоба врагов не унималась. Он был для них и тогда опасен, ибо он был носителем сознания, что Верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следовать. Он был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего… 
Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу, он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и приял смерть так, как принимали ее мученики. 
Царь Николай Многострадальный Прообразом страдавшего и воскресшего Христа был праведный Иов Многострадальный, память которого совершается ныне [6/19 мая] и книга о котором читается на Страстной седмице, потому что праведный Иов был первым прообразом великого Страдальца за наши грехи, Спасителя мира. Подобно Иову, из обладавшего большим богатством сделавшемуся нищим, Сын Божий, оставя небесный Престол Свой, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, терпевшим все нужды человеческие и не имевшим, где главу преклонить. Как праведный Иов терпел укоризны от своих ближайших друзей, так и Христос претерпел поношения и клеветы от Своих соплеменников и предательство Иуды. Но как после страданий святой Иов вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых, восшел на Свой небесный Престол, воспеваемый ангелами и приемлющий поклонение от всего мира. Как были прообразы Христа до Его пришествия на землю, так после пришествия Его образами Его должны быть верующие в Него. Сам Христос сказал на Тайной Вечере: «Образ дах вам, да, якоже Аз сотворих, и вы творите» (см. Ин. 13, 15). А святой апостол Павел говорит: «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 11, 1). Человек создан по образу и подобию Божию, и всякий человек должен в себе являть то подобие своими добрыми качествами, отражающими в нас подобие Божие. 
Грех осквернил природу, и человек стал неспособен к истинному добру, потеряв живое общение с Богом. Христос – Сын Божий, воплотившись, показал нам опять Первообраз, которому мы должны уподобляться. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе», – пишет святой апостол Павел верующим (Флп. 2, 5). Таким живым напоминанием о страданиях Христовых явился в дни своих испытаний царь Николай II. Предан он был теми, кому доверял. Оставлен был почти всеми приближенными, лишь немногие пошли с ним на его Голгофу. Толпы, еще недавно с восторгом встречавшие и приветствовавшие его, теперь поносили его, приветствуя тех, кто желал его казни. Как друзья Иова, недавно казавшиеся преданными ему, обвиняли его в не совершенных им преступлениях. «Распни, распни его», – слышалось отовсюду, и те, кто оставались верны ему, не смели возвысить голоса, скрываясь «страха ради иудейска». С беззлобием и всепрощением переносил то Царьмученик. 

«Я родился в день Иова Многострадального, и мне предназначено страдать», – говорил он еще задолго до скорбных дней. С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий. Как Иов, много делавший добра и прежде, еще больше, чем добрыми делами, прославился своими страданиями, так и царь Николай II еще больше, чем многими славными деяниями своего царствования, прославился на весь мир страданиями и великодушным перенесением их. Через много тысяч лет он в себе явил древнего прообраза Христова Иова, сам уподобившись ему, и с Павлом может сказать: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6,17). Он явил всем пример исполнения заповеди Христовой и примет от Него, вместо венца царского, венец правды. Безгрешен был невинный страдалец Христос, но не безгрешны ни праведный Иов, ни Царь-мученик. Но кто с Христом страдает, с ним и прославится. За согрешивших друзей Иова мог умолить Бога только сам праведный Иов, и за согрешившую страждущую ныне Русь нужна и сильна ныне молитва Царя-мученика.


Опубликовано: 18.07.2018

Поделиться новостью:

Новости

Состоялась презентация сборника "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири"

27 марта в выставочном зале государственного архива Новосибирской области состоялась презентация сборника документов "Советская власть и Русская Православная Церковь в Сибири (1920-1953 гг.&#... 

В Вознесенском соборе совершен молебен для военнослужащих Сибирского округа войск Национальной гвардии

27 марта, в день войск национальной гвардии РФ, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил молебен для воинов Национальной гвардии России в Вознесенском кафедральном соборе. За богослужением... 

Митрополит Никодим поздравил работников культуры с профессиональным праздником

25 марта в государственном концертном зале им. А.М. Каца состоялось торжественное собрание, посвященное всероссийскому Дню работника культуры. С приветственным словом к участникам собрания обратился м... 

В храмах Монастырского благочиния прошли просветительские мероприятия в рамках Дня православной книги

По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в храмах и монастырях Новосибирской епархии прошли мероприятия, приуроченные празднованию Дня православной книги.  

В Новосибирске проходит семинар, посвященный сохранению репродуктивного здоровья семьи

C 26 по 28 марта в Новосибирске по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в Епархиальном доме проходит семинар на тему "Практическое психологическое консультирование в ситу... 

Система Orphus