Генерал Александр Кандиков на пасхальной седмице обратился к правящему архиерею с просьбой провести беседу с офицерами Управления, предложив сделать такие встречи традиционными. Первая – пасхальная – встреча владыки Тихона с офицерами наркоконтроля состоялась накануне майских праздников. Помимо офицеров Управления ФСКН России по Новосибирской области на ней присутствовал также заместитель начальника Управления по Сибирскому федеральному округу аппарата ГАК генерал-майор Анатолий Степанов. «У нас в Управлении радость – сказал офицерам генерал Кандиков, - нас посетил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон», - и, обратившись к правящему архиерею, генерал сердечно поблагодарил владыку за то, что тот нашел время для разговора с сотрудниками наркополиции. «Низкий поклон Вам, Владыка! При встрече с Вами в наших сердцах звонят колокола!», - признался Александр Кандиков. «Мы служим Отечеству, ежедневно внося вклад в обеспечение национальной безопасности государства. Наша служба прямо и косвенно связана с риском для нашей жизни. В то же время, существует опасность подвергнуться искушениям и соблазнам. Как нам нужно вести себя в этой жизни, чтобы не впасть в искушения, уберечь душу от гибели, быть крепкими духом, который поможет нам и впредь сокрушать врага? Просим Вас, Владыка, преподать нам благословение и духовное наставление», - попросил генерал. Встреча владыки с личным составом Управления растянулась на полтора часа. Владыка говорил просто, доходчиво, офицеры слушали архиерея с большим вниманием и, по признанию некоторых из них, время пролетело совсем незаметно. Многие задавали вопросы. Владыка значительную часть своего выступления посвятил духовной культуре, которая хоть и является частью духовной жизни человека, но частью очень важной, без которой духовная жизнь человека не может быть полноценной. Именно духовная культура является основой духовно-нравственного сознания, которое определяет в жизни человека приоритеты. «Вот почему в воспитании подрастающего поколения духовная культура должна занимать самое важное место»», - подчеркнул владыка. В Советском Союзе тоже была своя культура, но это была советская, атеистическая культура. О духовности тогда говорили много, и даже на основе десяти библейских заповедей составили моральный кодекс строителя коммунизма, однако это все равно была другая, советская духовность. И патриотизм был, и это понятие было по-своему «священно» для советских граждан, хотя носило выраженный атеистический и прокоммунистический характер. По словам владыки, когда мы говорим о великой русской культуре, мы говорим о драгоценном наследии, которое мы получили от тысячелетней России, и понятие патриотизм – духовное, священное понятие, которое никак не связано со страной, в которой правили богоборцы. Поэтому в Советском Союзе о великой русской духовной культуре старались вообще не говорить, понимая, что истинная духовность все-таки неотвратима от религии. «В 1988 году наша страна отмечала тысячелетие Крещения Руси, - вспоминает владыка. - Я приехал в штаб-квартиру ЮНЕСКО с выставкой «1000-летия Великой Русской Культуры». Там-то мы могли сказать, как называется выставка и даже написать ее название. А у нас на родине, в СССР, эти слова тогда были запрещены!» Владыка сказал, как недавно один молодой журналист, на вопрос, что такое великая русская культура, ответил: «Сарафаны, матрешки, балалайки!» Этот ответ сразу напомнил владыке советские времена. Мы говорим сегодня о духовном возрождении, и оно несомненно происходит. Однако многие люди, воспитанные на советских духовных (атеистических) ценностях не поддаются этому доброму влиянию и даже активно ему сопротивляются. Владыка рассказал, как однажды он встречался с прокурором Новосибирской области. Прокурор признался владыке, что Юрий Чайка требует сотрудничества с Церковью, но он, прокурор, не понимает, как это можно сделать? И тогда владыка предложил ему организовать встречу с сотрудниками прокуратуры, на что прокурор воскликнул: «НИКОГДА!» Владыка ответил, что тогда сотрудничества не получится. Как рыба начинает гнить с головы, так и духовная деградация человека также начинается с головы, и вылечить его можно только в том случае, если он сам этого захочет и сделает шаг навстречу. Вот это атеистическое сознание привело к тому, что общество разучилось распознавать духовность со знаком плюс от духовности со знаком минус. С падением «железного занавеса» оно оказалось беззащитным перед тысячами сектантами, хлынувшими «просвещать» российский народ. По мнению владыки, это был хорошо спланированный идеологический натиск, силе и мощи которого способствовали и многие российские чиновники. Сектантам из-за рубежа шла гуманитарная помощь в виде продуктов питания и товаром широкого потребления, которые они успешно реализовывали через собственные коммерческие киоски и магазины. Сейчас некоторые из этих людей – уважаемые люди, известные бизнесмены. Владыка сказал, что секты в стране процветали, многие вузы, в том числе новосибирские, «были доверху забиты сектантами». Владыка как-то спросил Заслуженного врача РФ, коммуниста Игоря Урсова, когда тот возглавлял Новосибирский медицинский институт, почему в его вузе так много сектантов. Игорь Григорьевич честно признался, что партия в Советском Союзе настраивала против Русской Православной Церкви, а эти (сектанты) – кто они? откуда? Зато привезли оргтехнику, доплачивают профессуре… Такая же ситуация тогда сложилась и в новосибирском государственном университете. Тот же вопрос владыка Тихон задал и ректору университета Юрию Ершову: «Почему не сотрудничаете с Церковью, почему пускаете в ВУЗ сектантов?» А Юрий Леонидович тут же ответил вопросом на вопрос: «А что вы нам можете дать?» «Быстро же вы поддались!», - подумал тогда владыка. Впрочем, Юрий Ершов понял свою оплошность, покраснел, и сразу согласился: «Хорошо, давайте сотрудничать. Но только на профессорском уровне!» А в Церкви к тому времени всего-то два профессора и было: один в Москве, другой в Петербурге. Остальные были уничтожены. «Пятьсот тысяч замученных и казненных священников и монахов», - сокрушенно произнес владыка. Таких и подобных этим отголосков коммунистической идеологии было множество. Владыка, к примеру, вспомнил генерала Лебедя, который по «церковной линии» один раз съездил за границу. По возвращении его спрашивают о впечатлениях. «Отлично! – Отвечает. – Сидишь в церкви, орган слушаешь». А у нас как? «Да знаю я наших попов, бардак у них один, коррупция процветает…» В то же день в телепередаче «Русский дом» наместник Сретенского мужского монастыря игумен Тихон (Шевкунов) сказал, что Лебедь не будет президентом (а Александр Иванович на тот момент как раз был выдвинут кандидатом в президенты России), потому что он оскорбил 80 процентов россиян, считающих себя православными христианами. Пришлось Александру Ивановичу Лебедю идти к Святейшему Патриарху, извиняться… К владыке постоянно поступали записки с вопросами. Многие офицеры спрашивали с места. Один из вопросов касался выбора школьного предмета «Основы Православной культуры». Сотрудник Управления сообщил, что в школе, где учится его ребенок, родителям навязывается предмет «Светская этика». Владыка сказал, что на самом деле это происходит почти во всех школах Новосибирска. «Есть письмо Министерства образования, в нем говорится, что на родительские собрания, на которых рассматривается вопрос выбора предмета, должны приглашаться священнослужители различных конфессий. Присутствие священника на таких собраниях является условием свободы выбора. Однако только 20 процентов школ приглашают священников, остальные школы, когда мы звоним, чтобы напомнить о себе, каждый год заявляют одно и то же – что у них выбор уже состоялся и «наша школа выбрала «Светскую этику»». Владыка отметил, что в стране многие регионы отдали предпочтение исключительно «Основам Православной культуры». Например, так было в Калуге, Курске. А в Новосибирске сильны позиции атеистов, которые делают все от них зависящее, чтобы не «допустить» этот предмет до детей. Многие родители думают, что предмет «Светская этика» рассказывает о светском этикете. Владыка предлагает раскрыть учебник и посмотреть, так ли это на самом деле. «В учебнике написано – никакой нравственности нет, человек сам для себя выбирает, что есть зло, а что есть добро. Вот и попробуйте воспитать человека на этих принципах», - с сожалением говорит владыка. «Нравственность – это общечеловеческий язык. Критерии нравственности должны быть одинаковы для всех людей. Что такое совесть, честь, долг, патриотизм, ответственность. Мы должны разговаривать на одном языке. Если же язык нравственности будет размытым, мы никогда не придем к общему результату и не сможем воспитать молодое поколение». «Мы любим свободу, - продолжает владыка, - много говорим о ней, но что мы понимаем под этим словом? Свободу зла? Или свободу добра? Или, если все это смешать, то это и будет настоящей свободой?» Безудержная свобода разлагает, предупреждает владыка Тихон. Если свобода в нашем понимании должна иметь знак минус, то такая свобода быстро приведет к деградации. А свобода со знаками минус и плюс - это безудержная свобода, это произвол, и зло в конечном счете победит. Владыка напомнил, что, по Ленину, полная свобода может быть только тогда, когда не будет государства, потому что всякое государство это насилие. Но насилие над чем? Над злом? Тогда такое насилие оправдано, потому что оно защищает добро. А если пороку дать свободу, то эта свобода для преступников и нормальный человек не сможет такой свободой воспользоваться. До революции нравственность была церковной, общество составляло с Церковью единое целое. Нравственные заповеди были запретительными, ибо они ограждали человека от зла, оберегали его личность от деградации. Но появились вольнодумцы, которые предложили отделить Церковь от государства, чтобы никто не мешал полюбить и наслаждаться пороком. И действительно, чувство любви, которое наполняет жизнь смыслом, может быть и ложным. Человек может полюбить как добро, так и зло, и будет служить злу, потому что все мы зависим от того, что нам нравится. Сейчас в России активно (если не сказать агрессивно) насаждается либеральная нравственность. Что она собой представляет? Откуда она течет? Из Конституции объединенной Европы. «Я попросил найти мне эту конституцию, что оказалось делом нелегким. Но нашли. Главной ценностью человечества в ней провозглашается … гомосексуализм. И сегодня нам предлагают принять эту конституцию, коль уж мы так стремимся попасть в объединенную Европу», - говорит владыка. Владыка Тихон вспомнил еще один свой разговор с профессором Урсовым. Игорь Григорьевич рассказал, как он ездил в США на медицинский симпозиум. Здесь в доверительной беседе ученые мужи ему и поведали, что в Соединенных Штатах каждый пятый мужчина, независимо от того, женат он или нет, - гомосексуалист. «После этого я перестал с ними здороваться за руку», - признался Игорь Григорьевич. И вот эту либеральную нравственность нам сегодня предлагают. И кто?! Многие организации, которые говорят о гуманности, справедливости по сути являются предприятиями по продвижению западных идей в наше общество. Это ювенальная юстиция, это общество планирования семьи, это комитет солдатских матерей, который также существует за счет западных грантов… «Сотрудники этого комитета только и говорят о том, что в армии бьют и обижают, и в результате дети не хотят идти в армию, воспринимая ее не как школу мужества, а как какой-то бандитский вертеп, где над ними будут издеваться. Да такое только враг может посеять!» - возмущен владыка. Он также рассказал, как на одной из встреч с педагогами предложил им учить детей не включать телевизор, а выключать, «чтобы у них не формировалась зависимость, чтобы они всегда имели внутреннюю силу отказаться от предлагаемой информации». Одна из учителей не удержалась и спросила владыку: «Хотите, чтобы дети были отсталыми?» Конечно, нет. Владыка имел вы виду, что во всем должна быть мера. Его любимая поговорка – чистая вода – это хорошо и полезно, но если ее выпить целое ведро, то можно серьезно заболеть. Впрочем, льющуюся с телеэкранов информацию вряд ли вообще можно назвать чистой водой. Детишек спрашивают: кем вы хотите стать? Терминаторами! А кто такой Александр Невский? Не знаем! Но знают, кто такой Шварценеггер. Если спросить молодых людей, в чем смысл жизни, они ответят: в получении удовольствий. «Бери от жизни все!», «Не дай себе засохнуть!», «Ты этого достойна!» - вот лозунги современной молодежи. Но чтобы получать удовольствие – нужны деньги. Зарабатывать головой, могут немногие. И золотые руки – у единиц. Что же делать, чтобы получать удовольствие, особенно, если уже успел приобрести к нему зависимость? Воровать, грабить… «Есть такие удовольствия, что раз попробуешь – и связан ими до смерти!» - предупреждает митрополит Новосибирский и Бердский. «Современная школа выращивает хищников, – жестко заявляет архиерей. – Людей, которые на уроках в школе изучили теорию Дарвина, и считают, что они не творение рук Божиих, а произошли от обезьяны. А значит, нужно жить, как живут животные: есть, пить, размножаться. Многие сейчас так и живут. А мы удивляемся: и откуда нам это? Но если мы сами воспитали хищника, что ж теперь удивляться и обижаться, что он нас ест». Владыка сказал, что священники Новосибирской и Бердской митрополии вот уже много лет работают с заключенными. Из 26 тысяч заключенных две тысячи стали верующими людьми. Они называют себя тюремными монахами, и говорят, что не хотят выходить на свободу, где море соблазнов. Боятся вновь оступиться, и уверяют, что тюремные стены помогают им, как стены монастыря. Несколько лет назад в одной из колоний строгого режима проходила православная выставка, на ней побывали журналисты, а вечером в программе новостей корреспондент объявила, что «обстановка в колонии – Божественная!» «Как жаль, что так нельзя сказать ни об одной из наших школ», - посетовал владыка Тихон. «Почему у нас такие дети?» - нередко этот вопрос задают себе сами учителя. Ответ, по мнению владыки, прост. Если человек украл миллион, и его осудили – он вор. И если даже не осудили, он все равно нарушил нравственный закон и его сущность в связи с этим изменилась. Он – вор! То же самое касается и того, кто украл пять копеек. Он же украл, а значит – вор. И уж тем более является преступником тот, кто убил. «90 процентов школьных учителей – женщины, - говорит владыка. – Сколько из них сделали аборт? Мы же не отдаем своих детей на воспитание заключенным в колонию, потому что понимаем, что они преступники. А женщинам, убившим собственных детей, мы доверяем. Как же так?» - удивляется владыка. Когда владыка говорит такие слова женщинам-педагогам, те сразу начинают разговаривать на повышенных тонах: «Да у нас маленькая зарплата, да нам за классные часы недоплачивают!.. Лучше бы учили губернаторов, да мэров...» «Невозможно создать духовную обстановку, будучи духовным уродом, - заключает владыка. – Чтобы воскресить мертвого, нужно быть живым. Мертвый мертвого не воскрешает». Мать всех грехов – гордыня. Гордыня, поражая человека, создает для него иллюзию собственной внутренней красоты. Гордец всегда видят себя в лучшем свете: «У меня все хорошо, вы себя исправляйте!» Гордыня преломляет сознание человека, и ему начинает казаться, что он безупречен, богоподобен, она – гордыня - удовлетворяет всем нашим желаниям. Как алкоголь: выпил 100 граммов – и 90 процентов всех проблем снимается. И гордыня тоже все решает. Но гордец этого не понимает, он не понимает, что духовно болен, ему кажется, что это другие деградировали, а он-то как раз здоров. Владыка вспоминает: «Моя бабушка всегда говорила: не дружи с дураками, дружи с умными. И если они тебя будут прогонять, все равно не уходи от них, держись за них. Когда я рассказал об этом преподавателям одного вуза, один из них неожиданно произнес: «А если вокруг одни дураки? С кем же тогда дружить, прикажете?» Был и такой вопрос владыке: «Каждому из нас дана власть, благодаря которой мы в какой-то степени являемся вершителями человеческих судеб. Это накладывает на нас особую ответственность. Ошибка может стоить очень дорого. В то же время бывают, к сожалению, случаи, когда сотрудник преступает черту дозволенного, встает на путь коррупции. Власть и деньги – вечная проблема» Задачи Церкви и государства разнятся, сказал владыка. Церковь утешает человека, государство – это меч, который отсекает зло, давая дорогу добру. Зло агрессивно, оно способно убить, предать, обмануть, добро на это не способно, и оно нуждается в защите. А деньги – это символ благополучия, это идол, ложный бог, который ожесточает сердце. Ожесточенное сердце эгоистично, оно не приемлет жертвенной любви. Но именно жертвенная любовь способно защитить добро. «Вы – люди в погонах, - обратился к офицерам наркополиции владыка, - облаченные властью, должны стремиться к жертвенной самоотдаче. И чем труднее в стране, тем жертвеннее должен стать человек». Он рассказал, как однажды к Михаилу Горбачеву пришел один генерал и с болью сердце признался, что сильно переживает за страну, которая катится в пропасть. Горбачев ему ответил: «У тебя есть семья, дети – вот что самое главное, а страна!..» – и махнул рукой. «Настоящая духовная жизнь приучает к самоотдаче, в результате человек ощущает себя счастливым, когда видит счастливых людей. Нужно воспитывать в себе сострадание, готовность всегда поддержать ближнего. И работать над собой нужно 24 часа в сутки, хотя это очень непросто, это тоже самоотверженный труд», - подытожил владыка. Среди офицеров, присутствующих на встрече, были и такие, кто прошел через чеченские войны. Они спросили, как относится Церковь к громким заявлениям о том, что причины войны в Чечне сомнительны, что эта война России была не нужна, что она лишь погубила и искалечила огромное число русских солдат. «Если мы начнем так рассуждать, то нам останется один шаг до предательства и дезертирства», - сказал владыка. По его словам, если Родина позвала в бой, значит нужно выполнять свой гражданский долг. Он напомнил историю из жития святителя Николая Японского (в миру Николая Дмитриевича Касаткина). Святитель Николай проповедовал Евангелие в стране Восходящего Солнца и оставил после себя в Японии 34 тысячи православных христиан. Когда началась война Японии с Россией, японцы - православные христиане приходили к нему и спрашивали, как им быть, ведь русские – их братья во Христе. На что святитель им отвечал, что они должны быть патриотами и их задача – защищать свою Родину, когда она находится в опасности. Японцы терялись от таких слов, сомневались и даже написали в Священный Синод в Санкт-Петербург. И Священный Синод подтвердил слова святителя. Говоря о боевых действиях, владыка вспоминал Феодора Ушакова, Александра Суворова, Георгия Жукова. «Если мы будем работать над собой так, как работали над собой эти прославленные непобедимые полководцы, то и наше слово не будет мертвым», - учил владыка. Почему, когда один офицер зовет в атаку, то никто не поднимается, а за другим сразу идут в бой, идут на смерть? Потому что в слове последнего была сила, духовная мощь, энергия, которая подвигает людей на действие, на самопожертвование. Следующий вопрос из зала касался литературы: какие книги, кроме святоотеческих трудов, нужно читать, чтобы получить духовную пользу? «Читайте Гоголя, Достоевского, Солженицына, - ответил владыка. – Это были религиозные философы, они рассуждали о смысле и цели жизни, заглядывали в самые дальние уголки человеческого сердца. Их книги говорят доступным языком о духовной жизни». Владыка также посоветовал читать и Льва Толстого. «Он считается богоискателем, хотя и враждовал с Церковью. Но некоторые духовные вещи он понимал правильно», - сказал владыка, добавив, что вместо нательного крестика Лев Толстой носил на груди медальон с портретом Жана Жака Руссо. Здесь владыка Тихон рассказал, как Ленин снял с себя крест. Оказывается, будущий вождь мирового пролетариата давно хотел это сделать, но не решался и очень мучился этим. Когда же его отец умер, то мать Ленина, Мария Израилевна Бланк сняла со стен все иконы и унесла с глаз долой. И тогда он решился! Как вспоминал сам Ленин, он сорвал с себя крест, бросил на землю и долго втаптывал его каблуком. Ленин описывал это событие настолько достоверно, что не могло быть никаких сомнений в том, что он добровольно перешел в стан богоборцев. «Крест это символ высшей любви – жертвенной любви, - подчеркнул владыка. – Христос пожертвовал Собой ради духовного возрождения человечества. Поэтому свой жизненный путь нужно настраивать на жертвенное служение другим людям». В заключение встречи правящий архиерей сказал, что в настоящее время идет дискредитация Церкви. Цель нападок – сделать невозможным возрождение христианской нравственности в обществе, потому что общество выздоровеет, если вернется к своим христианским истокам. Он также поблагодарил сотрудников наркополиции за интересные вопросы, заметив при этом, что в Новосибирской специальной средней школе милиции вопросов задавали больше. «И почти никаких вопросов не задают педагоги», - констатировал владыка. Наверное, потому, что они все знают? Генерал Александр Кандиков еще раз поблагодарил владыку Тихону за встречу: «Церковь всегда увещевала общество, разъясняла, вразумляла, чтобы люди не совершали душепагубных ошибок. Спаси Господи! Надеемся, что митрополия будет и впредь нашим верным помощником и просим, Ваше Высокопреосвященство благословение на ратные дела» В ответ владыка пожелал сотрудникам Управления успехов в их благородной деятельности. «Дай Бог, чтобы с вашей помощью многие люди обрели в жизни правильный путь!» - сказал владыка. На встречу митрополита Новосибирского и Бердского Тихона с личным составом Управления ФСКН России по Новосибирской области хотел прийти и начальник Управления по Сибирскому федеральному округу, заместитель руководителя аппарата Государственного Антинаркотического Комитета генерал-лейтенант полиции Виталий Яковлев. Но рабочая обстановка не позволила ему это сделать. Однако позже генерал Яковлев все-таки нашел время прибыть в Управление и успел встретиться и поговорить с владыкой.
Дмитрий Кокоулин
Опубликовано: 21.05.2012
Поделиться новостью: