Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Образовательная деятельность Новосибирской епархии

Образовательная деятельность Новосибирской епархии

Образовательная и просветительная миссия Церкви — одна из важнейших во все времена. В год 100-летия Новосибирской епархии предлагаем вспомнить, как развивалась образовательная деятельность Православной Церкви в нашем регионе. Состоялась беседа с протоиереем Борисом Пивоваровым, председателем Отдела образования и просвещения Новосибирской епархии.

– Отец Борис, Новосибирская епархия была образована уже после революции. Как вы можете охарактеризовать состояние образования в регионе на момент основания епархии? И как сохранялось просветительное служение Церкви в страшное время гонений, когда закрывались и разрушались храмы, а вместе с этим разрушалась и традиционная образовательная и воспитательная система?

– Сто лет тому назад происходил постреволюционный слом российской системы образования, одним из наиболее болезненных проявлений которого стало насильственное изгнание из педагогической теории и практики духовно-нравственных и гражданско-патриотических компонентов образования и воспитания. Из школьной образовательной программы был изъят Закон Божий как противоречащий безбожному материалистическому мировоззрению большевиков. Они хотели и детей учить «бороться с религией». Например, по советскому Букварю 1922 года малолетних школьников учили писать прописью: «Мама, сними иконы!». Из советской системы среднего и высшего образования был изъят учебный предмет по истории России, его вернули лишь в середине 1930-х годов. Борцы за всемирную революцию обещали светлое будущее без религии и, отрекаясь от родной истории и культуры, в систему образования внедряли изучение истории мировых революционных движений.

Православный народ России не желал антирелигиозных реформ в российском образовании. Из разных губерний православные родители обращались к высшему руководству страны с ходатайством не отменять преподавание в школе Закона Божия! Борцы с Церковью отвечали им, что детей нужно учить не религии, а учить «бороться с силами природы».

Следует сказать, что первый разрушительный удар по российской системе образования нанесло еще Временное правительство. 20 июня 1917 года по его распоряжению у Русской Православной Церкви были отобраны все общеобразовательные учебные заведения — как миссионерские, так и ведомства Святейшего Синода. Протесты Синода не смогли предотвратить выхода этого антицерковного акта. 14 июля Временным правительством был опубликован закон «О свободе совести», провозглашавший свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении им 14-летнего возраста. Так на фоне революционной смуты фактически был провозглашен призыв к отречению от веры своих отцов. Стоит отметить, что граждане Ново-Николаевска отнеслись весьма настороженно к закону «О свободе совести».

21 сентября 1917 года в Ново-Николаевске состоялось общее собрание законоучителей, то есть преподавателей Закона Божия. Собрание приняло решение об организации городского законоучительского союза и распределило законоучителей по учебным заведениям города для преподавания Закона Божия в 1917–1918 учебном году.

23 января 1918 года правительством большевиков был принят декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». На общем собрании прихожан градо-Новониколаевских церквей, состоявшемся 4 февраля 1918 года, участники его единогласно постановили: «Отделение Церкви от государства считать равносильным отделению души от тела, русский человек как православный христианин и как гражданин не может разделиться... Устранение Закона Божия из числа обязательных предметов школьного курса является гонением на законное стремление верующих родителей, дающих средства на содержание школы, воспользоваться организованными средствами обучения и воспитания детей».

Преподавание Закона Божия в школах Ново-Николаевска продолжалось до установления советской власти в конце 1919 года. Примечательно, что именно здесь, в Ново-Николаевске, в сентябре 1918 года состоялся Западно-Сибирский съезд законоучителей. На этом съезде были делегаты из нескольких городов Сибири. Они обсуждали актуальные вопросы преподавания Закона Божия, церковнославянского языка и церковного пения. В страшные годы революционной смуты и Гражданской войны эти педагоги-подвижники заботились о сохранении православной веры и православной системы образования. Они хотели, чтобы религиозно-нравственное воспитание оставалось основой школьного образования.

С установлением советской власти в Ново-Николаевске и других городах Сибири преподавание Закона Божия было запрещено. Власти стали переформатировать все школы на безбожный лад. Первый архипастырь Ново-Николаевской епархии владыка Никифор (Асташевский; 1848–1937) был педагогом: десятки лет он трудился на церковно-педагогическом поприще. Но в годы своего служения на Ново-Николаевской–Новосибирской архиерейской кафедре ему необходимо было защищать православную веру от гонения безбожников и стоять за единство православной Церкви в борьбе с обновленцами. И как мудрый архипастырь он исполнил это предназначение, данное ему Святейшим Патриархом Тихоном. Это служение он совершал в тяжелейших условиях начавшихся гонений на Церковь, когда власти насильственно закрывали православные приходы, разрушали церкви, преследовали священнослужителей и ревностных мирян. До образования ли было в годы управления Новосибирской епархией митрополитом Никифором и архиепископом Сергием!?

Однако православное просвещение невозможно уничтожить, пока хотя бы в одном храме совершается церковное богослужение. К началу Великой Отечественной войны в Новосибирске, слава Богу, сохранился такой храм — это был кладбищенский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он и был тогда единственной в Новосибирске церковной школой, несущей духовное просвещение. А когда в этот храм в 1943 году к празднику Успения Пресвятой Богородицы прибыл мудрый архипастырь, богослов и исповедник веры Христовой архиепископ Варфоломей (Городцев; 1866–1956), то в Новосибирске начался новый период церковно-исторического бытия и просветительной деятельности епархии.

– Что можно сказать об образовательной и просветительной деятельности Новосибирской епархии начиная с 1943 года?

Самое важное — это то, что с приездом в Новосибирск Владыки Варфоломея в Сибири началось восстановление приходов, воссоздание храмов, а значит, и возрождение по городам Сибири церковного богослужения.

Православное богослужение в храме совершается по книгам: для церковной службы необходимо как минимум 8 книг, для служб полного богослужебного круга — 20 книг.

В советское время, когда почти все приходы были разорены, храмы разрушены, найти необходимые богослужебные книги было очень трудно. Конечно, многие священнослужители и ревностные миряне старались и во времена гонений хранить церковное достояние — иконы и книги из закрываемых храмов. Но делать это по причине гонений было небезопасно.

В конце войны и первые послевоенные годы в открывавшиеся в Новосибирской епархии храмы владыка Варфоломей посылал в основном освободившихся из заключения священнослужителей. Но чтобы совершать церковные службы, нужны псаломщик и певчие. В открывавшиеся храмы стекались православные люди, которые еще до революции учились Закону Божию, умели читать по-церковнославянски, петь на клиросе или даже в хоре. До 1980-х годов в храмах сибирских городов можно было видеть старых псаломщиков, а также опытных церковных регентов и певчих.

Но нужны были и новые церковные труженики, которые умели бы активно участвовать в богослужении. Этих людей нужно было обучать церковным знаниям и навыкам. И батюшки, а также опытные псаломщики и регенты с любовью учили новых усердных прихожан — как читать и петь в храме, как помогать при совершении церковных Таинств. Так десятки послевоенных лет в Русской Православной Церкви на практике продолжалось церковное образование.

Что касается систематического духовного образования, то возможность получения его в нашей многострадальной стране появилась после 1943 года. Сначала в Москве были открыты пастырско-богословские курсы и богословский институт. Затем пастырско-богословские курсы появились и в других городах: Саратове, Ленинграде, Киеве, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе. 15 июля 1946 года они были преобразованы в духовные семинарии. А чуть позже, 31 августа 1946 года, пастырско-богословские курсы в Москве были преобразованы в Духовную семинарию, а богословский институт — в Духовную академию. В том же году открылась Ленинградская духовная академия.

В семинариях и академиях востребовалось и заочное обучение — для тех священнослужителей, которые не получили систематического образования в духовных школах Русской Церкви или еще не завершили своего обучения. Но Сибирь от Москвы и Ленинграда отстояла далеко, поэтому для получения богословского образования сибирским священнослужителям-заочникам приходилось предпринимать большие путешествия.

Ситуация резко изменилась во времена усиления хрущевских гонений на Церковь, открыто проявившихся в 1958 году, когда за несколько лет были закрыты около 50 монастырей и примерно две трети приходских храмов. Тогда же власти закрыли и пять духовных семинарий: в Киеве, Саратове, Минске, Луцке и Ставрополе. Закрытие этих духовных школ производилось под разными надуманными предлогами, но подлинную причину в 1961 году огласил сам Н.С. Хрущев: «В коммунизм религию мы не возьмем!» В результате к 1965 году у Русской Православной Церкви с ее 100-милионной паствой остались: две духовные академии — Московская и Ленинградская; и три семинарии — Московская, Ленинградская и Одесская, которую власти также планировали закрыть в ближайшее время.

Не сумев до конца ликвидировать духовные школы Русской Православной Церкви, атеистические власти пошли по пути жестокого надзора над ними. Духовным учебным заведениям запрещалось издавать учебную литературу, преподавать учащимся такие дисциплины, как психологию, логику, историю философии. Власти опасались всесторонне образованных священнослужителей.

Но даже сильнейшее давление атеистических властей не смогло уничтожить систему духовного образования в России. Славный юбилей 1000-летия Крещения Руси Русская Православная Церковь встретила, как уже было сказано, имея две духовные академии и три семинарии. А ныне — посмотрите в Патриарший календарь: только в Российской Федерации три духовные академии, два православных университета, тридцать семь духовных семинарий, среди которых – Новосибирская православная духовная семинария. Разве это не чудо милости Божией?! По молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской на Руси Святой восстановилось духовное образование. 

– Как заботились о возрождении образовательной деятельности Церкви новосибирские архипастыри?

И митрополит Варфоломей (Городцев), управлявший Новосибирской епархией с 1943 по 1956 год, и Владыка Нестор (Анисимов), управлявший епархией с 1956 по 1958 год, предпринимали усилия, чтобы открыть духовную школу в Новосибирской епархии. Об этом ясно свидетельствуют сохранившиеся документы.

21 мая 1946 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви в Новосибирской области П.Н. Созоненок направил информационный доклад в Москву, в котором сообщал, что среди принципиальных вопросов, поставленных Владыкой Варфоломеем в отчетный период, был и вопрос об открытии в Новосибирске богословско-пастырских курсов на 20–30 человек курсантов. «Необходимость открытия их, — докладывал уполномоченный, — архиепископ Варфоломей мотивирует большим недостатком духовенства для заполнения вакансий во вновь открываемых церквах и молитвенных домах. Секретарь архиепископа — Вольяников от имени архиепископа просил у меня письменное согласие на открытие указанных курсов, которое необходимо якобы приложить к ходатайству архиепископа перед Патриархом об открытии курсов. При этом была сделана ссылка на указания Патриарха, который якобы лично разъяснил архиепископу Варфоломею, что вопрос об открытии богословско-пастырских курсов может быть поднят с согласия Уполномоченного Совета в области, о согласии которого к ходатайству должно быть приложено официальное заключение Уполномоченного.

Мною разъяснено, что вопрос о месте открытия богословско-пастырских курсов решает Патриарх, куда и следует обращаться с ходатайством, что в мою компетенцию этот вопрос не входит, поэтому официального заключения я дать не могу, тем более, что я не могу знать каково положение с кадрами духовенства в других областях, входящих в епархиальное Управление».

Упомянутый в письме уполномоченного Вольянников — это иеромонах Никандр (впоследствии епископ Бийский). 

4 августа 1949 года председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов направил уполномоченному Созоненку секретное письмо, в котором дал следующее указание: «Патриарх Алексий по просьбе митрополита Варфоломея возбудил ходатайство об организации в г. Новосибирске духовной семинарии. Это ходатайство отклонено.

Вам следует сообщить об этом митрополиту Варфоломею только в том случае, если он обратится к Вам. Если Варфоломей не будет интересоваться этим, то и сообщать ему не надо».

Из этих документов видно, как хитро работала система отказов активным архипастырям Русской Церкви в их ходатайствах. С одной стороны, без уполномоченного ничего нельзя было предпринять, а с другой стороны, сам уполномоченный как бы ничего не мог или не вправе был делать в пользу Церкви. 

Следующую попытку открыть духовную семинарию в Новосибирске предпринял митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). 28 апреля 1957 года он писал святителю Афанасию (Сахарову): «С благословения Патриарха проектирую открыть в Новосибирске духовную семинарию, каковой в Сибири нет. В этом году откроем первый класс. В соборной ограде будем строить двухэтажный кирпичный дом с интернатом для учащихся и преподавательского персонала».

Однако духовная школа в Новосибирске так тогда и не появилась. Служение на Новосибирской кафедре славного камчатского миссионера было поистине многострадальным. Ему не только не дали возможность открыть семинарию, но после целого ряда напастей фактически изгнали с кафедры. Завершил свой земной путь Владыка Нестор на Кировоградской кафедре.

В период, наступивший после правления Хрущева, Владыка Павел (Голышев; 1914–1979) старался «пробить брешь» в образовательных запретах для Церкви. В то время поступить в одну из трех семинарий человеку, имевшему высшее образование, а тем более имевшему специальность педагога, было не просто трудно, а практически невозможно. Владыка Павел своим ревностным служением стал привлекать к церковной жизни людей с высшим образованием, которые, обучаясь на приходе церковному уставу, чтению, пению, вместе с тем практически получали богословские знания и навыки церковного служения. Затем те из них, кто чувствовал божественное призвание, вступали на поприще священнослужения. Так в 1960–1970-е годы по преимуществу и решалась образовательная и кадровая проблема в Новосибирской епархии. 

– Как шло возрождение церковного образования в нашем регионе в 1990-е годы?

Важнейшим церковно-общественным событием XX века стало празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. Этот великий церковный юбилей весьма торжественно праздновался и в Новосибирской епархии. После этого в епархии стали открываться, а не закрываться приходы, стали строиться, а не разрушаться храмы, крестильные помещения. Православные жители Новосибирска и области вдохновенно заботились об устройстве для себя приходов, об открытии Воскресных школ, о приобретении православной литературы. Радостно возрождалась церковная жизнь, возрождались православные традиции. Для многих наших сограждан православная культура России стала настоящим открытием. Живой интерес был и к богословскому образованию. Новые приходы ждали священнослужителей, чтецов, регентов, церковных певчих.

В Новосибирском Епархиальном управлении начали работу богословские кружки — так называемые «Богословские среды», — молодежные, студенческие собрания, цель которых состояла в том, чтобы дать любознательному юношеству начальные богословские знания.

В 1993 году в Новосибирской епархии был учрежден епархиальный Отдел по образованию. Тогда же начали активно проводиться Новосибирские Рождественские образовательные чтения и другие педагогические форумы.

По благословению владыки Гедеона (Докукина; 1929–1990) в епархии были организованы богословские и регентские курсы. Эти курсы стали прообразом Новосибирского православного богословского института и Новосибирской православной духовной семинарии. Начало богословскому институту было положено в 1994 году. В первый год работы его слушателям читались установочные лекции по катехизису, истории Церкви, богослужению и другие общедоступные богословские лекции. Благодаря этим лекциям выявился круг желающих получать систематические богословские знания. Постепенно сформировался и состав преподавателей института. И в 1995 году заботами владыки Сергия (Соколова; 1951–2000), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода был учрежден Новосибирский православный богословский институт.

В 1998 году при институте был создан молодежный хор, а в следующем году в нем было учреждено регентско-псаломщическое отделение. Институт также начал профессионально готовить церковных звонарей. Важным событием в истории института стало открытие в нем иконописного отделения.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Новосибирскому православному богословскому институту было присвоено имя великого миссионера Русской Православной Церкви — святителя Макария (Невского), митрополита Московского (†1926), прославленного в 2000 году в лике святых угодников Божиих. С этого времени институт стал именоваться Свято-Макарьевским.

Так постепенно развивалось высшее духовное образование в Новосибирской епархии. Закономерным итогом этого стало учреждение в Новосибирске духовной семинарии. 27 мая 2009 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление об открытии Новосибирской православной духовной семинарии. В этом высшем учебном заведении имеются очная и заочная форма обучения. Слава Богу, уже более пятнадцати лет Новосибирская епархия имеет возможность готовить церковные кадры в своем духовном учебном заведении.

Свято-Макарьевский богословский институт был преобразован в Центр подготовки церковных специалистов по разным направлениям, таким как катехизация, миссионерство, социальное и молодежное служение. Этот Центр действует при Новосибирской православной духовной семинарии. А о жизнедеятельности семинарии имеется обширная информация, которую можно найти на ее официальном сайте.

– Что можно сказать о воскресных школах и православных гимназиях Новосибирской епархии?

В Москве, насколько я знаю, первая воскресная школа появилась в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Я однажды присутствовал на занятии в этой школе. До этого времени советская власть строго-настрого запрещала всякие регулярные занятия по Закону Божию с детьми.

В Новосибирске первая воскресная школа была организована в приходе Всех Святых в земле Русской просиявших в Академгородке осенью 1990 года. В 1991 году воскресная школа была устроена при Вознесенском кафедральном соборе. Вскоре воскресные школы стали создаваться при других храмах и монастырях Новосибирской епархии. 

Как призывал Святейший Патриарх Алексий II, воскресная школа должна быть в каждом приходе. И в 1990-е годы при большинстве приходов Новосибирской епархии, слава Богу, уже имелись воскресные школы. Теперь воскресные школы имеются во всех приходах и монастырях епархии. В них дети изучают Закон Божий, осваивают родную историю и культуру, получают духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

В 1992 году был принят Федеральный Закон «Об образовании». С его принятием появилось юридическое основание для создания общеобразовательных православных учебных заведений. В сентябре того же года была учреждена православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского в Академгородке. В следующем году в приходе в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» была открыта православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Впоследствии в Новосибирской епархии были учреждены еще три православных гимназии: в Новосибирске во имя святителя Игнатия Брянчанинова и во имя святого равноапостольного князя Владимира, а также в Бердске — во имя Преподобного Серафима Саровского.

В пяти православных гимназиях Новосибирской епархии воспитанники получают общее среднее образование, имея благодатную возможность полноценно участвовать в церковных службах, церковно-государственных праздниках, православных олимпиадах, паломничествах. Православные гимназии появляются тогда, когда православные родители искренне желают, чтобы их православные дети получали общее образование и добротное гражданское воспитание в православной атмосфере, в соответствии со своей верой и своими православными традициями.

– Большую заботу об образовательной и просветительной работе проявляет митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. Какие задачи сейчас стоят перед Отделом образования и просвещения епархии? Какие направления работы обозначены правящим архиереем как приоритетные?

Владыка Никодим вопросам образования и духовного просвещения уделял и уделяет особое внимание. В последнее время всё большее значение, конечно, приобретает социально-благотворительная миссия Церкви. Но вопросы образования и воспитания не становятся менее важными.

С самого начала служения на Новосибирской кафедре владыка митрополит постоянно заботится о том, как осуществляют свою образовательную миссию православные гимназии епархии, везде ли в приходах имеются и в каком состоянии находятся воскресные школы, как проводится летний отдых и занятия детей и молодежи, как воспитанники православных школ участвуют в церковных и церковно-государственных праздниках, олимпиадах, конкурсах, паломничествах.

По благословению владыки со стороны Новосибирского Епархиального управления регулярно оказывается помощь по всем направлениям деятельности Отдела образования и просвещения Новосибирской епархии, а также епархиального Отдела по взаимодействию с общеобразовательными организациями Новосибирска.

Особое внимание владыка Никодим уделяет совершенствованию преподавания основ православной культуры в муниципальных образовательных организациях — школах, гимназиях и лицеях. Законом «Об образовании в Российской Федерации» созданы все предпосылки для информированного и свободного выбора родителями учеников начальной школы учебного предмета «Основы православной культуры». Важное значение владыка придает и вопросу подготовки учителей этого предмета. 

С 2001 года между Новосибирской епархией и департаментом образования Новосибирской области заключено соглашение о сотрудничестве. Каждые пять лет оно совершенствуется и пролонгируется. В настоящее время оно называется так: «Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Новосибирской области и Новосибирской Митрополией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». Это важный документ, касающийся многих актуальных проблем образования и воспитания.

Отдел образования и просвещения Новосибирской епархии имеет давнее и тесное сотрудничество с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. В НИПКиПРО учителя основ православной культуры имеют возможность получать необходимые знания о православной вере и культуре.  

В сфере высшего образования с различными светскими высшими учебными заведениями активно сотрудничает Новосибирская православная духовная семинария. С общеобразовательными школами и дошкольными организациями активно сотрудничает православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, сотрудничают со школами и другие православные гимназии и воскресные школы.

Православные педагоги Новосибирской митрополии активно участвуют во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». А воспитанники школ Новосибирска участвуют в конкурсах «Красота Божьего мира» и «Души прекрасные порывы». Владыка Никодим сам награждает победителей и лауреатов этих конкурсов.

Соработниками образовательной и просветительной деятельности Новосибирской епархии являются Союз православных педагогов, Союз православных женщин, сестричества милосердия, которые готовят и обучают новых сестер и братьев милосердия. В дело православного просвещения наших сограждан большой вклад вносят и ваш Епархиальный медиацентр, и Издательский совет епархии.

В краткой беседе невозможно представить все аспекты просветительного служения Новосибирской епархии. Надеюсь на то, что празднование столетнего юбилея Новосибирской епархии поможет дальнейшему развитию ее образовательной деятельности.

 

Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО

Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Протоиерей Александр Новопашин встретился с сотрудниками подразделений Управления на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу» перейти в фотогалерею
Система Orphus