Беседа с Виталием Викторовичем Бессоновым, доцентом Сибирского Государственного университета путей сообщения, кандидатом технических наук, катехизатором Александро-Невского собора.
— Смерть пугает человека, потому что необратима и неестественна. Господь создал нас бессмертными, и эта память о нашем бессмертии в нас сохранилась, она жива. Но зачастую мы забываем об этом, начинаем жить как в последний раз, не задумываемся о том, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд». А когда смерть напоминает нам о себе, когда мы «видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна», нам становится невыносимо жутко, и мы поспешно отгоняем от себя наплывающие на нас мысли о собственной смерти. Но!.. если человек успевает подготовиться к своей смерти, то он перестаёт ее бояться: так учил святитель Димитрий Ростовский. Конечно, смерть не может не волновать, не может не вызывать переживаний. И если бы человек имел память смертную, то эти переживания должны были побуждать его достойно, то есть надлежащим образом, подготовиться к ней. Достойно подготовиться и достойно принять смерть.
Говоря о «подготовке», я имею в виду стремление к праведной жизни и непременное участие в церковных Таинствах. Но это как необходимое условие для спасения, но не достаточное. Люди могут причащаться на каждой воскресной службе, но так и не обрести спасения, потому что они не научились главному — любви. Бог есть Любовь. Вспомним Апостола: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». Надо учиться любить. Слова молитвы «не даждь ми уснути во греховной смерти» как раз об этом. Господь поможет избежать греховной смерти (вот она действительно ужасна и пугающая), если видит, что человек и сам прилагает для этого усилия. И тогда милостью Божией он избегает греховной и удостаивается иной смерти. И уже не смерть побеждает человека, а человек проходит сквозь неё, оставляя ей бренное тело, а его бессмертная душа устремляется дальше, к своему Творцу. В такой смерти проявляется величие. Это как Таинство. Таинство смерти. Такую смерть Апостол называл приобретением.
— Но есть же еще и внезапная смерть. Помните, у классика: человек смертен и иногда смертен внезапно. Шёл, упал, умер…
— Нам не раз приходилось слышать от пожилых людей: хорошо бы умереть во сне, чтобы не мучиться. Люди боятся тяжело умирать и мечтают о легкой смерти. Хотя и такие мысли их пугают — смерть все-таки. Конечно, мы, православные христиане, надеемся перед смертью исповедоваться причаститься, уйти по-христиански, с миром. Но на всё воля Божия. Ведь Господь забирает человека именно тогда, когда посчитает нужным, в момент, наилучший для его загробной участи. Поэтому мы и говорим: слава Богу за всё. Но лёгкая смерть не отменяет прижизненной подготовки, о которой я говорил.
И потом, что значит лёгкая. «Смерть во сне» лишь термин. А что на самом деле происходит?.. Возможно, человек в этот момент пробуждается, на минуту, может, на две. Что он испытывает? Какие мысли его посещают, когда он смотрит в лицо смерти? Говорят, очень важно находиться с умирающим в последние минуты его жизни, держать его за руку, успокаивать. Это правда. Но когда смерть подступает вплотную, человек так или иначе остается с ней один на один.
— Говорят, нераскаянные грехи усугубляют состояние человека перед смертью.
— Поэтому поминай час смертный и вовек не согрешишь, говорили святые. Но нужно понимать, что смерть — это лишь короткий этап, возможно, даже не этап, а мгновение на этом пути к спасению. Цель же нашей жизни — Царство Небесное.
— Много лет назад умерла одна православная христианка. Но окружение её было либо не православным, либо вообще атеистическим - уже не помню, - поэтому её не отпевали. Так похоронили…
— Отпевание не является необходимым условием для спасения души. Но если человек был христианином не на словах, а на деле, жил церковной жизнью, то над ним, конечно, необходимо совершить это священнодействие. В церкви его крестили, венчали, когда он заболевал — соборовали, а также крестили его детей, внуков; он шел в церковь в субботу и воскресенье, не пропускал больших церковных праздников, храм был для него вторым домом — ну как же!.. Конечно, Церковь должна и будет молиться Богу о прощении его грехов и даровании ему Царства Небесного. В конце концов и нам нужно исполнить свой христианский долг: проводить нашего усопшего брата, или сестру, во Христе в Вечность. Ни в коем случае нельзя убиваться по усопшему, ведь он переходит в иной мир, в который верил и стремился всей своей душой. Поэтому отпевание абсолютно лишено какой-либо траурности. Напротив, священнослужители облачаются в ризы белого цвета, символизирующие Божественный нетварный свет, который видит душа умершего, и испрашивают у Бога упокоения души усопшего в райских селениях.
Беседовал Дмитрий Кокоулин