Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Церковь – наша учительница

Церковь – наша учительница

Настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Октябрьской улице, протоирей Александр Матрук преподаёт больше половины своей жизни. Батюшка в этом году отпраздновал 50-летний юбилей, а его преподавательский стаж — 27 лет. После окончания Тобольской духовной семинарии в 1996 году он поступил в Московскую духовную академию, проучился на очном отделении год, а затем перевелся на заочное и сразу вернулся в родную тобольскую Alma Mater, где и начал преподавать. Так и преподаёт до сих пор, но только уже в Новосибирске.

— Отец Александр, прежде всего позвольте поздравить вас с 50-летием, многая и благая лета! Пройдет еще три года — время летит быстро! — и будем поздравлять вас с еще одним юбилеем — педагогическим: тридцать лет работы преподавателем.

— Спаси, Господи!

— Батюшка, расскажите немного о себе. Я вот, слышал, вы родились в верующей семье, и веру православную впитали, что называется, с молоком матери.

— Моя бабушка была верующим человеком, она проводила со мной основное время, поскольку мама много работала, ей одной приходилось зарабатывать и кормить семью. В доме всегда были иконы, а бабушка рассказывала мне, кто на них изображен. Научила молиться.

— Это ведь было советское время, верующих, мягко говоря, не жаловали.

— Мы тогда жили в Хакасии, в Черногорске. В городе не было православной церкви, но была большая община сектантов-пятидесятников, их дети учились со мной в школе, и поэтому — да, антирелигиозная пропаганда в нашей школе была особенной. Но она не очень сказывалась на нашем мировоззрении. Все как верили, так и продолжали верить. Впервые Библию и Евангелие я прочитал в школе — Священное Писание мне дала почитать одноклассница из семьи пятидесятников. Но их вера меня не интересовала, у меня уже была своя.

Когда я учился в старших классах, в городе открыли православную церковь, и у меня возникло горячее желание покреститься и ходить в храм. Вообще-то я был крещен в младенчестве, но мирским чином: родился совсем слабеньким, и бабушка сама меня окрестила или, как говорят в народе, «погрузила».

Собственно, с момента моего крещения в храме я стал регулярно посещать богослужения, сначала ходил только на литургию, а потом, когда узнал, что церковный день начинается накануне, с вечера, начал ходить и на вечернюю службу. Исповедовался, причащался. Меня заметили, предложили помогать в храме: я подметал двор, мыл полы, сторожил, топил печь, помогал печь просфоры. Настоятель храма благословил мне алтарничать, читать и петь на клиросе. По мере воцерковления во мне зрело желание учиться в семинарии.

— Почему поступили в Тобольскую, а не сразу в Московскую семинарию?

— Если честно, то я и хотел поехать в Москву, но потом решил, что поступить в Тобольскую духовную семинарию будет легче, все-таки не такой большой конкурс. Хотя в те годы Тобольская семинария, недавно возрожденная (в 1989 году), привлекала к себе внимание многих абитуриентов — все-таки первая семинария в Сибири, основанная в середине XVIII века! В общем, я стал участником четвертого набора вновь открытой семинарии.

— Как учились?

— Хорошо учился. В дипломе об окончании семинарии только две четверки. К сожалению, в Москве, в академии, на очном отделении я проучился только год. Стало подводить здоровье, московский климат оказался не для меня. Возглавлял академию епископ Евгений (Решетников). Внимательно посмотрел на меня: «Не хочешь учиться?» «Очень хочу!», — отвечаю, и объяснил ему ситуацию. А в то время с очного на заочное переводили неохотно и только священнослужителей, но после моих объяснений ректор подписал прошение, и я вернулся в Тобольскую семинарию преподавать богословские дисциплины, литургику, церковнославянский язык — собственно всё, в чем тогда была необходимость.

— А со своей супругой, матушкой Ольгой, вы познакомились там же, в семинарии?

— Она училась на регентском отделении, получала второе образование — первое у нее было филологическое. Я преподавал у них церковнославянский язык. Хотя я и обратил на неё внимание, но для меня в тот момент она была просто одной из моих учениц, правда, одной из лучших учениц — филологическое образование помогало ей глубже понимать церковнославянский язык.

Здесь, по-видимому, нужно сделать отступление. Дело в том, что еще семинаристом я начал задумываться о монашестве. Я говорил об этом с ректором, и он сказал — я запомнил его слова на всю жизнь — «в жизни нужно дать место промыслу Божиему». Порой мы рассчитываем свою жизнь почти по минутам, надо сделать то и это, и все будут довольны, и всё будет хорошо, а о главном забываем – есть ли на то воля Божия, действительно ли будет мне это полезно?

На какое-то время мысли о монашестве меня оставили, однако в академии я снова стал думать об этом. После перевода на заочное отделение я вернулся в Тобольскую семинарию, начал преподавать и однажды даже сел писать письмо маме, чтобы испросить у нее благословение на монашество. Но чувства захлестнули, и я так и не смог ничего написать. Только начал еще больше молиться, чтобы Господь проявил в отношении меня Свою благую волю. И вот после этого недели через две состоялось наше более близкое знакомство с Ольгой. Мы начали дружить, потом решили венчаться. Повенчались в мае 2000 года, в октябре владыка Димитрий меня рукоположил в сан диакона, а через три месяца, в январе 2001 года — в сан священника. Служил я в кафедральном соборе Тобольска.

В конце третьего курса обучения на регентском отделении семинарии матушка была уже в положении. За день до рождения сына я принес ей передачу в роддом, пошел обратно, поскользнулся, упал и сломал ногу. Но всё оказалось промыслительно: я сидел дома с малышом, а матушка бегала в семинарию сдавать выпускные экзамены.

— Батюшка, а как вы оказались в Новосибирске?

— У матушки Ольги здесь жили бабушка и дедушка, которые ее воспитывали. Они были уже в преклонном возрасте и нуждались в помощи, и мы приняли решение переехать. Начал служить в Вознесенским соборе, а поскольку к тому времени у меня уже был преподавательский опыт, то ректор Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института протоиерей Александр Реморов предложил мне место преподавателя. Позже меня назначили деканом вечернего отделения, а в 2007 году я был назначен на должность ректора. В 2010 году ректором стал владыка Тихон, а я — первым проректором. Так в этой должности и работал вплоть до закрытия института в 2019 году.

IMG_20210816_163448.jpg

— А что случилось, почему закрыли институт, напомните?

— Институту были выдвинуты высокие требования и государством, и Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви, которым мы не соответствовали. У нас не было своего постоянного помещения, учебные занятия в разное время проходили на различных площадках, например, в НГТУ, Новосибирском гуманитарном институте, который, кстати, тоже потом закрыли. Были и другие проблемы. Жаль, конечно, ведь институт работал четверть века. Но студентов мы не растеряли. На базе закрытого института организовали Свято-Макарьевский центр подготовки церковных специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии. Руководителем этого центра я сейчас и являюсь.

— А кто ваши студенты?

— Те, кто хочет трудиться в Церкви, или те, кто уже несёт определённые послушания (катехизаторы, социальные работники, например), но желает повысить свой образовательный уровень. Приходят и обычные прихожане храмов, просто потому что им интересно узнать что-то новое о церковной жизни, более воцерковиться. Мы готовим специалистов в сфере приходского просвещения, иконописцев, певчих — это, правда, очень интересно.

IMG-20221227-WA0011.jpg

— Однажды — может быть, вы помните? — я спросил вас, как звучит знаменный распев. Вы напели, и я понял, что повторить это человеку без хорошего слуха и музыкальной памяти невозможно. А вы сами поёте? На клиросе, к примеру?

— Иногда пою на клиросе в будние дни, когда бывает, что совсем некому петь. В детстве я пел в школьном хоре. Три года пению учили в Тобольской духовной семинарии (сейчас этому учат только год), причем весь второй год у нас был посвящен знаменному распеву. В семинарском хоре я нес послушание уставщика. В академии пел в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), часто проходили спевки, службы в Троице-Сергиевой Лавре, были поездки в Москву на патриаршие службы.

— Пение — это все-таки матушкина нива…

— Да, матушка – моя верная помощница. Поёт на клиросе. По субботам руководит любительским клиросом — она регулярно собирает прихожан, желающих научиться церковному пению, проводит с ними спевки, вместе они учат и разбирают тесты. Преподаёт пение в воскресной школе. Создала детский ансамбль «Божьи коровки», который участвует в городских, областных детских фестивалях и занимает призовые места. Они про Бога и святых поют радостно, солнечно. Каждый из участников ансамбля чувствует себя маленьким миссионером.

— Вы много лет служите настоятелем Покровского храма. С какого года?

— С 2008-го. Семнадцать лет уже. Конечно, прежде всего — это богослужебная деятельность. Но много времени занимают и остальная работа на приходе. При храме организован православный центр глухих и слабослышащих, каждую субботу богослужения совершаются с переводом на язык жестов. У нас неплохо поставлена работа с молодежью, работают взрослая и детская воскресные школы. Создано сестричество, сестры милосердия несут служение в НИИТО и военном госпитале. Этот год объявлен Годом семьи, в связи с чем мы регулярно организуем тематические уроки в городских библиотеках; вообще библиотеки — это отличная площадка для работы со школьниками. И за всем этим нужно следить, чтобы процесс не нарушался, чтобы всё шло ровно.

— Покровский храм в городе любят. Он не монументальный, как Вознесенский или Александро-Невский соборы, спокойный, тихий, да и расположен как раз в Тихом центре. Напоминает деревенский приход.

— В больших храмах, особенно у основных магистральных улиц, много людей из других районов города, специально приезжающих на праздничные богослужения, паломников или вообще случайных людей, заглянувших в храм из любопытства. А у нас всегда все свои, постоянные прихожане. По праздничным и воскресным дням, когда бывает много причастников, стоя с чашей в руках, редко приходится спрашивать имя причастника, сам знаешь, как кого зовут.

Еще я несу послушание настоятеля прихода во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Приход был создан по инициативе Новосибирской региональной общественной организации «Землячество народов Грузии». На дни памяти святого великомученика Георгия (6 мая и 23 ноября) в Покровском храме мы совершаем богослужения грузинскими распевами и с молитвами на грузинском языке, который я учу с удовольствием, очень интересный язык!

DSC07831.jpg

— Отец Александр, у вас академическое образование, почему вы не занялись научно-исследовательской работой, не защитили диссертацию, что помешало?

— В конце обучения в духовной академии я собирался начать работу над кандидатской диссертацией по древнегреческому языку. Намерения были серьезными и тема интересная: «Новозаветные реалии (филологический обзор)». Если кратко, реалии – это слова, обозначающие предметы или явления материальной культуры, национальные особенности, обычаи, обряды, а также исторические факты или процессы, обычно не имеющие эквивалентов в других языках. Все это важно учитывать для уяснения смысла текстов Нового Завета. К примеру, всем хорошо известны слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Классическое толкование состоит в том, что под «игольным ушком» подразумевается калитка, узкая брешь в городской стене Иерусалима, которую оставляли для прохода в город, когда главные ворота были закрыты. Туда мог пройти верблюд, но развьюченный, освобожденный от ноши. Слово «верблюд» на древнегреческом языке произносится так же, как слово, обозначающее корабельный канат – «камилос», и пишется почти одинаково. И тогда, если изначально речь шла именно о канате, то известное выражение приобретает совершенно иную форму. То есть речь вовсе не об узкой калитке в каменной стене древнего Иерусалима, а именно об игольном ушке, в которое, действительно, сложно вдеть канат. Или, например, слово «талант», которое мы знаем из притчи о зарытом таланте. Происходит от слова «тал» – мера веса, которую может унести человек, равная примерному весу барана (около 36 кг). То есть господин дал рабу 36 кг серебра, которые он зарыл в землю вместо того, чтобы приумножить. И таких примеров можно привести множество.

В академии я учился на заочном отделении, много времени занимало преподавание в семинарии и богословском институте, служение в храме и другие послушания, и я физически не мог совместить это с работой над диссертацией. Увы...

— В заключение, что бы вы посоветовали своим ученикам?

— Я хочу обратиться ко всем — и к моим ученикам, и не к моим, и к тем, кто только задумывается об учёбе или пока вообще не думает о ней. Студенческие годы – золотые. Цените их и используйте в полной мере. С каждым годом времени и сил на учёбу будет оставаться всё меньше, поэтому образовательный фундамент нужно строить заранее. А учиться придется всю жизнь. Святые отцы говорили: «Церковь – наша учительница», мы все приходим в Церковь учиться — и миряне, и священнослужители. Учиться жить во Христе. А Церковь, как всякая мудрая учительница, очень трепетно относится к своим ученикам. Уж поверьте.

 

Вопросы задавал Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus