Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Особенности богослужения в честь Рождества Христова

Особенности богослужения в честь Рождества Христова В миру Рождество Христово часто называют рождественской сказкой. Праздник на самом деле яркий, по-особенному красивый и поэтому всеми любимый. В первую очередь детьми, которых завораживает рождественская атрибутика и повсеместные рождественские театрализованные представления с их празднично-волшебной бутафорией. Хотя, если уж начистоту, то какая же это сказка – Рождество Христово? Солнце Правды восходит над миром и входит в дом каждого православного христианина во всем своем духовном величие, во всей своей духовной красоте. 

Рождество Христово предваряет пост - не самый строгий, в определенные дни можно есть рыбу, но дело не в том, строгий пост или нестрогий, можно есть рыбу или нельзя. Кто-то вообще всегда ест немного, неприхотлив в еде, с этой точки зрения такие люди и Великий, и Успенский посты переносят легко. Если бы пост заключался только в этом, то есть в изменении обычного рациона питания, отказа от скоромной пищи, уменьшении количества съедаемого!.. Церковь поет: «Постясь телесно, братия, / поститься будем и духовно: / развяжем всякие узы неправды; / расторгнем путы подневольных соглашений. / Всякую несправедливую расписку разорвем, / дадим голодным хлеб / и нищих бездомных введем под кров, / чтобы принять нам от Христа Бога великую милость».

Зачем нам нужны посты, зачем нам нужен Рождественский пост? Да потому что нам необходимо подготовиться к пришествию Спасителя в мир. Господь приходит не для того, чтобы просто явить Себя, но чтобы запечатлеться в душе каждого из нас. А мы знаем, что благодать Божия не входит в «злохудужную душу», чтобы это произошло, нужно находиться в телесной и душевной чистота. И поэтому в течение сорока дней мы постимся: ограничиваем себя в еде, развлечениях, больше читаем духовной литературы, изучаем Священное Писание, чаще исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. Но в то же время в течение поста во все воскресные и праздничные дни на утрени уже поются ирмосы Рождественского канона: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте!», или «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!», или «Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем». 

Кроме этого, в дни памяти святого апостола Андрея Первозванного, а также - на святителя Николая Чудотворца и пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной звучат очень светлые, пронзительные стихиры предпразднества, раскрывающие внутреннее состояние Девы Марии, принявшей в Себя «воплотившееся Слово неопально»: "Как Тебя Моим Сыном нареку, Сама являясь ныне Рабой Твоею? Воспеваю, благословляю Тебя, подающего миру великую милость!" То есть пост - это не только покаяние, но и священный трепет и радостное ожидание чуда рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым посвящен воспоминанию святых праотец, или праотцев, то есть всех древних родоначальников и патриархов еврейского народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника. А воскресный день перед самим праздником – это Неделя святых отцев – святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. Все они либо возвестили народ о грядущем Миссии, либо прообразовали собой пришествие Христово.

Дни предпразднества – 2-6 января – рекомендуется провести в строгом воздержании. Приближается великое событие, в мир приходит Христос. Эти дни по литургической структуре напоминают Страстную седмицу перед Светлым Христовым Воскресением. При этом 6 января является кульминацией Рождественского поста. Этот день называют Навечерием или рождественским сочельником. Сочельник происходит от слова «сочиво» - это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда. Этой едой христиане поддерживали свои силы в течение всего рождественского сочельника. Но некоторые христиане, по благословению своих духовников, в этот день вообще не пьют и не едят. Богослужение, совершаемое в этот день, преисполнено событиями, предвещающими рождение в мир Спасителя. Многие невоцерковленные люди приходят ночью на праздничную Божественную литургию, полагая, что здесь и сейчас будет происходить все самое главное. Они правы, но отчасти. 

Великие часы с вечерней, совершаемые во время Навечерия, дают полное представление о празднике Рождества Христова как о земном и мистическом явлении. Великие часы называют «богослужением самого праздника». На каждом часе говорится о том, как все происходило до этого великого события, как будто наяву звучат слова пророков, предвозвещающих Рождество Спасителя. Всенощное бдение с Великими часами и последующая за ними литургия Василия Великого (она совершается всего десять раз в году и отличается от других литургий особенной торжественностью) накануне Рождества Христова, а затем и сама ночная праздничная Божественная литургия Иоанна Златоуста является в этой череде богослужений единым целым. Христианину нужно стараться не пропускать эти службы. 

Божественная литургия, совершаемая в день праздника, по большому счету, была и остается той же – те же действия, те же молитвы, литургических особенностей немного. Но она потому и называется Рождественской, что наполнена особой радостью – ведь в мир пришел Спаситель! И праздничные антифоны богослужения извещают нас: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих!» Это «начало всех праздников», - так называл Рождество Христова святитель Иоанн Златоуст. Ну и потом сама служба – ночная. Временем суток совершаемое богослужение передает достоверность события, ведь Рождество Спасителя произошло ночью. Вот, Евангелие от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень… И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» 

По завершении праздничной службы люди расходятся по домам, разговляются, однако нельзя позволять себе излишеств, тем более в Рождественскую ночь после причастия Святых Христовых Таин. И сорокодневный пост, и усиленные молитвы, и длительные службы Навечерия, и ночная праздничная служба – все это для того, чтобы православный народ мог причаститься в Рождество Христово. Это – главное. А не разговение. «Будьте как дети». В пост многие из них отказываются от сладкого, откладывают конфеты и шоколадки до праздника, накапливают, а в Рождество Христово раздают тем, кто лишен этой радости – отдают в дома сирот, дома престарелых, в детские колонии… Они и сами переживают радость светлого праздника и хотят этой радостью поделиться с другими – хотя бы таким способом. Наше правительство пошло нам навстречу, устроило длительные рождественские выходные, и проводить их нужно не у телевизора. Некоторые сутками сидят у стола, и уже не знают, что еще съесть или выпить. Другие ездят каждый день в лес на прогулки, катаются на лыжах, то есть активно отдыхают. Это лучше. Но Рождественские дни – святки – нужно проводить не так. Это время для духовной радости, для особой молитвы. Бог пришел в этот мир! Мы не одиноки! 

Дмитрий Кокоулин

Поделиться публикацией:

Статьи

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Правящий архиерей возглавил всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus