Редакция сайта Новосибирской Митрополии продолжает публикацию ответов священника на вопросы молодых людей о вере, духовных поисках, браке и другие вопросы, волнующие наших читателей. Отвечает священник Антоний Коваленко
- Как сегодня преодолеть всеобщую разобщенность, которая проникает даже в Церковь, где должно царить единство и взаимопонимание? Как перестать быть одинокими в широком смысле этого слова?
Михаил, 27 лет
Человек сегодня особенно одинок и разделен. Как это ни странно глобализация и всеобщая стандартизация жизни приводит к замыканию внутри узких границ собственной личности. Сегодня уже никого не удивить тем, что люди живут на одной лестничной площадке и даже не знают, как друг друга зовут В двадцатом веке общество потеряло свои корни, традиционная система оказалась разрушенной, а в качестве ответов на основополагающие вопросы жизни постмодернистская парадигма провозгласила абсолютную равноценность всех вариантов, оставив каждого выбирать и конструировать собственную системы из обломков старых традиций, поэтому по-прежнему перед лицом самых важных вопросов и испытаний в своей жизни человек остаётся одиноким. Внутри каждого из нас живёт тоска по настоящему, жажда истины. Ещё блаженный Августин писал: «Господи, Ты создал нас для Себя и не успокоится сердце наше, пока не найдёт Тебя». К сожалению, чаще всего мы выбираем самые простые способы для утоления этого голода – мы стремимся обладать всё большим количеством вещей, внешних впечатлений, в погоне за новым заглушая на время эту тоску и зачастую перенося привычку механистически обладать и на отношения с другими людьми. Такое решение приводит только к тому, что наше одиночество только усугубляется, в вещах и людях мы встречаем отражение самих себя, а настоящая полнота остаётся где-то вне нас. Эту пустоту можно заполнить только чем-то (а вернее Кем-то) большим, чем человек, только встретив Бога Живого, найдя постоянную связь с Ним, мы начинаем обретать истинное зрение, благодаря которому можно заново выстраивать свою внутреннюю систему ценностей, взаимоотношений с собой и окружающим миром. Примирившись с Богом, мы возвращаем себе полноту своей жизни и получаем настоящее единство. Апостол Павел несколько раз призывал хранить единодушие и единомыслие. Нельзя пытаться достичь этого силой, нельзя заставить близкого нам человека думать и чувствовать также, ведь таким образом мы нарушим главный закон свободы.
Приобрести это единый Дух можно только в союзе мира, любви, участвуя в жизни Церкви, в совместном приобщении Святых Христовых Таин.
Современная жизнь бросает нам серьёзный вызов, предлагая всевозможные способы комфортного, но безвыходного одиночества. Внешне мы начинаем всё больше играть различные роли, теряя своё я среди масок и условностей, и каждый, конечно, может сам выбирать, что ему ближе, но только через Истину мы находим себя и только через Истину можем по-настоящему увидеть других людей и стать им близкими.