Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Как правильно обращаться к священнику. Может ли священник навязывать себя в отцы?

Как правильно обращаться к священнику. Может ли священник навязывать себя в отцы?

Нередко в нашей сегодняшней жизни люди, как правило, далекие от Православной Церкви, сталкиваются с весьма распространенным затруднением – как правильно обращаться к православному священнику.

С точки зрения официального церковного протокола к священнику правильно обращаться «Ваше преподобие» (в случае, если адресат обращения протоиерей, игумен или архимандрит – Ваше высокопреподобие). Подобное официальное обращение уходит своими корнями в древнюю византийскую традицию и находит свое отражение даже в пространстве инославных христианских церквей, скажем, в практике англиканской церкви к пастору принято обращаться «преподобный (и далее следует имя). Собственно «Ваше преподобие» и является в полном смысле каноническим обращением к священнику, именно так положено обращаться к иерею в официальных заявлениях.

Однако, все мы знаем, что в нашей русской традиции несоизмеримо чаще к священнику обращаются «отец» или «батюшка». Данное обращение также уходит своими корнями к византийскому πατέρας и даже к арамейскому «авва». Именно так обращались насельники и послушники монастырей к своему духовному наставнику – духовнику монастыря и к старшим братьям. Вместе с тем обращение к священнику «отец» или «батюшка» (полагаем, что не стоит тратить время на объяснения того, что данные слова являются синонимами) не является официальным, но выражает любовь, уважение и преданность прихожан своему духовному наставнику или просто уважаемому священнику. Собственно, подобное обращение в наши дни стало уже общеупотребительным обращением православных мирян к любому священнику, можно даже сказать, что оное обращение стало частью церковно-приходского этикета.

Вместе с тем тот же церковно-приходской этикет предполагает, что священник никогда сам себя отцом не именует и не представляется отец… такой-то. Он представляется так: «протоиерей Николай» или «иерей Андрей», а не «отец Николай» и «отец Андрей». Но, к сожалению, часто бывает, что малоопытные (и, к сожалению, часто малограмотные) священники не только представляются «отцами», но и требуют, подчас даже у нецерковных людей, чтобы к ним обращались именно «отец… Доримедонт» и никак иначе. Подобное – глубочайшая ошибка и грубое нарушение не только церковно-приходского этикета, но и церковного протокола, церковной каноники.

Конечно, любой священник может именовать себя отцом, когда, скажем, обращается к собственным детям, сыновьям и дочерям. Но сам себя навязывать кому-либо в отцы священник не имеет никакого права! Если православные прихожане действительно видят в том или ином священнике отца, духовного руководителя, заботливого учителя, то они и будут к нему обращаться «отец» или «батюшка», но сам священник навязывать подобное духовное родство иным людям, часто далеким от церковной жизни не может, и должен представляться сообразно своему сану «протоиерей Андрей» или «иерей Николай». Если священнику задают вопрос: «Как к Вам можно обращаться?», то уместно будет заметить, что в церковно-приходской традиции к священнику принято обращаться «отец», но это ни в коем случае не является обязательным условием общения со священником и к нему дозволительно обращаться просто по имени или по имени-отчеству.

Когда же некий священник упрямо настаивает на том, чтобы к нему обращались исключительно «отец», делает замечания иным, часто далеким от Церкви людям, что они-де не называют его «отцом», то это выглядит как минимум абсурдно, такой священник выглядит высокомерным грубияном, особенно, если он достаточно молод. Такое поведение может оттолкнуть от Церкви тех, кто интересуется Православием или, как минимум, не видит в нем чего-то сугубо отрицательного. Современному духовенству стоит помнить, что тактичность, вежливость, воспитанность, иногда даже деликатность священнослужителя является важным залогом доверительного отношения наших соотечественников к Русской Православной Церкви. 


Автор: Протоиерей Александр Новопашин

Поделиться публикацией:

Статьи

ПАМЯТИ СХИИГУМЕНИИ НИНЫ

В четверг 3-й седмицы по Пасхе, 1 мая, на 89 году жизни, отошла ко Господу почетная настоятельница Покровского Александро-Невского женского монастыря поселка Колывань схиигумения Нина (Еремина)... 

В Новосибирск прибудет ковчег с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Вознесенский кафедральный собор города Новосибирска приносится ковчег с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской. В Но... 

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР и наш Символ Веры

В 2025 году исполняется 1700 лет со времени Первого Вселенского Собора, на котором был провозглашен Символ Веры, утвердивший правую и спасительную нашу веру православную.  

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Тихона последовала 100 лет тому назад — в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1925 года. Погребение почившего Патриарха... 

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Протоиерей Александр Новопашин встретился с сотрудниками подразделений Управления на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу» перейти в фотогалерею
Система Orphus