Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Недели пасхальной радости

Недели пасхальной радости

Вот и дождались Пасхи Христовой. Открывается книга Цветной Триоди, поются пасхальные песнопения, они светлые, веселые. Жизнь жительствует!

И мы снова встречаемся с настоятелем храма в честь Преподобных отцов Киево-Печерских иереем Александром Приходько. На это раз просим его рассказать о неделях пасхального цикла.

 

Добрый день, батюшка! Почему этот праздник называется Пасхой?

 

Пасха еврейское слово, означает «переход». Еврейской Пасхой называется важное историческое событие исход еврейского народа из Египта, его избавление от четырехсотлетнего египетского рабства. Для евреем это один из главных праздников. Для нас же Пасха Христова это тоже избавление, избавление от рабства греха, в котором находилось человечество до того момента, пока Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, взял на Себя наши грехи и через Крестную смерть избавил нас от власти греха, а через Свое Воскресение победил и власть смерти. Он даровал нам свободу. «Смерть! где твое жало?! Ад! Где твоя победа?» – восклицает святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху.

К полуночи многие православные христиане стекаются в храмы на праздничную Божественную литургию. В то же время немало верующих приходит в храм утром на позднюю Пасхальную литургию. Как лучше сделать?  

Утром служится только Божественная литургия. Да, она особая, такая же радостная. Но не будут служиться пасхальная полуночница, которая начинается до полуночи, и пасхальная заутреня, ее совершают сразу после ночного крестного хода. Пасхальный крестный ход вообще требует отдельного разговора. Но самое главное он отсылает нас к евангельскому событию, когда жены-мироносицы шли ко Гробу Господню чтобы помазать тело Спасителя ароматами. Молитвенное шествие останавливается возле закрытых дверей храма, которые олицетворяют камень, приваленный ко Гробу Господню. И вот, после восклицания «Христос Воскрес!», двери храма широко раскрываются, как будто ангелы отваливают камень, и люди входят в залитый светом храм. Этот свет является образом Света Воскресения Господня.  

Поэтому, конечно, чтобы основательно прочувствовать праздник, напоить душу пасхальной радостью, лучше прийти на ночное богослужение.

Но если кому-то не позволяют силы, то не нужно превозмогать себя, потому что ревность не по разуму может навредить. Пасха Христова такой праздник, который наполняет человека духовным весельем независимо от того, на какую службу он пришел ночную или утреннюю.

В знаменитом послании на Пасху святитель Иоанн Златоуст призывает всех в этот день, постящихся и непостящихся, войти в радость Господа и насладиться пиром веры. «Трапеза исполнена, насладитеся вси». То есть святитель приглашает причаститься Святых Таин Христовых? А тогда кто это «вси»?

Слова святителя Иоанна Златоуста обращены к православным христианам. Они готовились к этому дню много дней, потрудились постом и молитвой и теперь хотят приступить к трапезе Господней.

Я слышал историю о том, что человек впервые пришел в храм именно на Пасху, на ночную службу, и, подойдя к Чаше, сказал священнику, что он даже не думал причащаться, но сейчас понял, что не может не причаститься, поскольку преисполнился сердечной верой во Христа. И священник якобы причастил его.   

Трудно сказать, насколько правдоподобна эта история. Бывает так, что излишне впечатлительные люди, впервые пришедшие на праздничное богослужение в большой храм из обычного любопытства, от увиденного впадают в некоторую экзальтацию, им начинает казаться, что они в одночасье искренне уверовали в Бога и ничтоже сумняшеся вместе с христианами подходят к Чаше. Но подходят без душеспасительного страха Божиего, который стяжается по крупицам, годами. Кроме того, если человек не постился Великим постом, не постился в Страстную седмицу, не молился, не исповедовался, то о какой сердечной вере во Христа может идти речь? Как раз эта вера заставила бы этого человека сделать хотя бы самый минимум для того, чтобы приступить к Таинству Причастия, тем более в такой великий день. Сердечная вера дар Божий, ради которого нужно изрядно потрудиться.

Всю последующую седмицу после Пасхи Христовой в храмах проходят праздничные богослужения. Церковь ликует и поет Пасху. Священники говорят, что людям, несмотря на занятость на работе, нужно постараться быть хотя бы на одной из таких служб.

Помните, в одной из предыдущих наших бесед я говорил о том, что хорошо было бы взять отпуск на первую седмицу Великого поста, чтобы лучше ощутить покаянный настрой первых великопостных служб, помолиться на каноне преподобного Андрея Критского, причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров. Точно также я советую взять отпуск на время Светлой седмицы. Радостью о Воскресшем Христе человек исполняется более всего на пасхальных богослужениях Светлой седмицы, когда он видит это пасхальное благолепие, слышит пасхальные песнопения, сам поет. Поверьте, Светлая седмица пролетает как один день.

Но Светлая седмица это еще и праздничные трапезы!..

Да, пост отменяется. И здесь могут возникать искушения, захочется побольше съесть, побольше выпить. Нельзя терять благоразумия. Потому что в противном случае мы утратим и всё то, что приобрели за этот пост. Наш духовный подвиг, совершенный за время Великой Четыредесятницы, будет напрасен, не принесет духовных даров. И это уже будет трагедия. Мы научились жить с Богом, так давайте же сохраним это приобретение, которое на самом деле даровано нам Господом по Его великой милости.

Светлая седмица заканчивается второй неделей по Пасхе, которая еще называется Антипасхой; то есть это воскресный день, стоящий напротив, или рядом с днем Воскресения Христова. А еще этот день называется Фоминой неделей. Почему?

Здесь очевидна историческая связь. Когда Господь после Своего Воскресения впервые предстал перед Своими ученикам, апостола Фомы с ними не было. Позже апостолы рассказали ему о явлении Спасителя, но он категорически отказался в это поверить. Через семь дней Господь вновь пришел к ученикам, и Фома воочию убедился в Воскресении Иисуса Христа. «Господь мой и Бог мой!» воскликнул Фома. А Господь говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

А «невидевшие и уверовавшие» это Он говорит в том числе и о нынешних православных христианах, о нас с вами?

Да.

Неделю святых жен-мироносиц мы будет праздновать в следующее воскресенье после Антипасхи. В то время как апостолы разбежались страха ради иудейска, Его последовательницы до последнего момента оставались со своим Спасителем: они стояли у Креста, они видели, как Его после смерти положили в пещеру. И по прошествии субботы они отважно пошли к Гробу Господню с благовониями. В этот день принято поздравлять всех православных христианок, такой своеобразный православный женский день…

Да, это уже почти традиция. Но ведь действительно, значение мироносиц в становлении Церкви Христовой велико. Не апостолам, а им первым Ангел Господень возвестил о воскресении Иисуса Христа. Некоторые богословы трактуют это событие следующим образом: как первая жена согрешила в раю, так первыми жены-мироносицы узнают о Воскресении Спасителя, искупившего грехи человечества.

Но давайте не будем забывать о том, что в этот день наряду с женами-мироносицами празднуется память праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, фарисеев, последовавших за Христом. Иосиф просит у Пилата разрешения забрать тело Иисуса Христа, и вместе с Никодимом они умащивают Его тело миром, обертывают в пелена и хоронят в пещере, которую изначально Иосиф приобрел для себя. Поэтому в этот день мы вспоминаем и святых жен-мироносиц, и святых Иосифа и Никодима, и всех православных христиан, крепко стоящих в своей вере, безбоязненно исповедующих ее, совершивших и совершающих по сей день подвиг верности Христу.

Следующее воскресенье неделя четвертая по Пасхе, о расслабленном: «Встань, бери постель свою и ходи», говорит Господь человеку, почти сорок лет прикованному к болезненному одру. Почему вспоминается это евангельское событие?

Потому что в духовном смысле все люди немощные, расслабленные. Но Своим Воскресением Господь поднимает каждого из нас с болезненного одра и каждому из нас указывает путь ко спасению. Но следовать этим путем или нет, зависит от нас, от нашего желания. Готовы ли мы посвятить свою жизнь Ему и спастись, или же страсти мира сего нам милее. Но тогда мы должны знать и о том, чем закончится эта нездоровая любовь к страстной жизни. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», предупреждает Господь исцеленного, предупреждает каждого из нас.

Пятая неделя по пасхе неделя о самаряныне.

Воскресный день посвящен воспоминанию встречи у колодца самарянки с Христом. Встреча, на первый взгляд, совершенно случайная: женщина шла за водой, а Христос остановился у колодца в ожидании Своих учеников. Но такая встреча с Господом происходит у всех, и часто она бывает совершенно неожиданной для человека. Но для кого-то она становится судьбоносной, какой она стала для самарянки, безоглядно последовавшей за своим Спасителем. Из предания мы знаем, что звали ее Фотиния, что она привела ко Христу своих детей и сестер все мученически закончили жизнь во время гонений на христиан при императоре Нероне.

Шестая неделя Цветной Триоди неделя о слепом.

Все мы знаем эту историю, это об этом слепом от рождения человеке спросили апостолы Христа: кто согрешил, он или его родители? А Спаситель ответил, что никто не согрешил, но «это для того, чтобы на нем явились дела Божии», и исцелил слепорожденного. Святые отцы по-разному трактуют это событие, но смысл один: люди слепорожденные. Мы не видим света, до тех пор, пока нас не коснется рука Спасителя. Он свет миру, и Он дарует нашим очам духовное зрение, которым мы можем увидеть Истину. Об этом хорошо поется в кондаке: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый.

 

Ну и наконец, отдание Пасхи…

Этим днем завершается празднование Светлого Христово Воскресения. Последний раз в этом году в храмах звучат пасхальные песнопения, последний раз в этом году мы поприветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!». Но уже вечером мы входим в другой великий праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается земная жизнь Спасителя. Об этом событии написано столько прекрасных слов, но главными для нас остаются слова Самого Спасителя, которые Он произносит на Елеонской горе перед Своим Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века». 

 

 

Беседовал Дмитрий КОКОУЛИН

Поделиться публикацией:

Статьи

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Очерк истории Новосибирской епархии

Глава 1. Эпоха, в которую родилась епархия 

Милосердие - путь ко спасению души

100-летию Новосибирской епархии  

Наши культурные утраты и наши духовные надежды

Доклад митрополита Новосибирского и Бердского Никодима на IX Парламентских Рождественских встречах  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Правящий архиерей возглавил всенощное бдение в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus