Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

О духовно-нравственных ценностях в современном российском образовании

О духовно-нравственных ценностях  в современном российском образовании Доклад протоиерея Бориса Пивоварова на IV Всероссийской научно-практическая конференция «Христианское свидетельство веры», проходившей в Кузбасской православной духовной семинарии 7 февраля 2023 года. 

Дорогие участники конференции!

На пленарном заседании проходивших в конце января 2023 года XXXI Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал исключительно важные слова о соотношении образования и воспитания:

«Образование тесно сопряжено с воспитанием личности. Это, безусловно, сильная сторона нашей отечественной педагогической традиции. Важно сохранить эту особенность. Как справедливо отметил Президент России, “духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран забывают уже, нас, напротив, сделали сильнее, и эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать”. Действительно, общие ценности создают надежную основу для взаимодействия Церкви, других наших традиционных религий и государства. Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами “любовь”, “вера”, “семья”, “нравственный долг”, “добро”, “милосердие”, “ответственность”, “честность”.

Как бы современные секулярно и либерально ориентированные силы ни пытались подвести эти понятия под некий знаменатель так называемых “общечеловеческих идеалов”, невозможно умалчивать, что у этих ценностей на самом деле религиозное основание. Будучи фундаментом русской культуры, православная вера всегда укрепляла и поддерживала наш народ, сподвигала его на жертвенное служение и созидательные труды на благо Отечества, на защиту государства и цивилизационных принципов нашей национальной жизни. Лишать детей возможности изучать духовные основания нашей культуры или ограничивать эту возможность всего одним годом их изучения в начальной школе в рамках курса ОРКСЭ никак не соответствует нынешним требованиям. Как следствие, несомненно умаляется роль патриотического воспитания в формировании будущих поколений. Но то, что это воспитание должно опираться на традиционные духовные ценности, не подлежит ни сомнению, ни пересмотру.

К сожалению, до сих пор в ряде регионов по разным причинам сохраняется проблема, когда свобода выбора модуля ОРКСЭ фактически ограничивается. Выражаю надежду на скорейшее изменение ситуации. Считаю крайне важным налаживание рабочего взаимодействия органов управления образования и образовательных организаций на местах с представителями епархий Русской Православной Церкви. (…)  Сожалею, что вновь и вновь мне приходится говорить об одном и том же, но проблема в масштабах страны до сих пор не решена, и достойное место преподаванию Основ религиозной культуры и светской этики в школах еще не определено».

Возникает вопрос: «Почему так происходит?»

Да потому, что в нынешней системе российского образования еще не преодолена религиофобия, религиобоязнь – печальное наследие времен господства атеизма в сфере образования.

Современная российская система образования, к великому сожалению, как бы не замечает тех серьезнейших изменений, которые произошли и продолжают происходить в нашей родной стране, в церковно-общественной жизни России, наконец, в окружающем наше государство мире.

Безбожная парадигма продолжает господствовать и в средней, и в высшей школе. А религиозное мировоззрение в этой парадигме продолжает оставаться чем-то маргинальным…

Хотя теперь мы не слышим постоянно, что религия – опиум для народа, что наука – против религии, что религия отмирает и тому подобные антирелигиозные тезисы, но в системе образования безбожная парадигма сохраняется как будто бы исключительно верная… 

Что необходимо, дабы преодолеть религиобоязнь в школе и в вузе?

Необходимо религиозное просвещение: в школе через освоение основ православной культуры, а в вузе посредством теологических факультетов. Именно религиозное просвещение является залогом духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

Полноценное образование неразрывно связано с просвещением. Без просвещения сфера образования теряет самое важное свое воспитательное предназначение. Сейчас даже федеральное ведомство образования называется «Министерство просвещения Российской Федерации»!

В 2020 году в Конституцию Российской Федерации было внесено важное дополнение, которое гласит: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (статья 67.1 пункт 2).

Вера в Бога это величайшая духовно-нравственная ценность народа! Обновленная Конституция свидетельствует, что завершилась эпоха официального (или полуофициального) безбожия в России. Поэтому из российского образования должна уйти антирелигиозная парадигма, как «научная, прогрессивная и единственно верная».

Россия священная наша держава. Россия хранимая Богом родная земля, как верит и исповедует абсолютное большинство наших сограждан. И мудрость народная наших предков, о которой также поется в Государственном гимне Российской Федерации это миролюбивая и братолюбивая жизнь под сенью России народов разных национальностей и верований. Так Конституция России сохраняет наше исторически сложившееся государственное единство.

Современной российской школе нужно опасаться не освоения школьниками православной культуры России, не православного мировоззрения, не влияния Православной Церкви на школу. А опасаться надо бы дерзкого, порой преступного поведения обучающихся, сквернословия, курения и наркомании, жестокости, компьютерозависимости, связей детей и подростков с организованной преступностью (АУЕ), с «колумбайнерами» и других подобных страшных явлений.

Православной же веры и культуры бояться не следует. Православная вера вслед за псалмопевцем Давидом всегда и всех призывает: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). В этом призыве нет насилия. Это призыв человеку решительно встать на сторону добра и уклониться от зла.

Если же школа в силу атеистических пережитков стесняется или опасается прямо сказать, что есть добро и есть зло, что есть белое и есть черное, то как воспитывать школьника?! В Тик-токе школьнику и студенту много раз скажут, что сейчас модно признавать только 60 оттенков серого. И что будет делать школа с этой разрушительной тенденцией? Нравственный плюрализм ведет к безнравственности.

Наших детей – дошкольников, школьников и студентов – стараются переформатировать через компьютерные игры, через «Игры престолов», «Игру в кальмара» и тому подобные развращающие детей и подростков «учебные пособия». Через них детям и юношеству навязываются извращенное мировосприятие и страшный образ жизни.

Когда школьник или студент управляется лукавыми контентами интернета, то совершается подмена ценностей, о чем мечтал Ницше. Он прямо призывал изъять из жизни человека и общества все традиционные ценности и заменить их иными, искоренив при этом потребность в традиционных ценностях.

Безусловно, российская школа имеет светский характер, но «светский» не означит «антирелигиозный» в смысле атеистический. 

На XIX Международных Рождественских образовательных чтениях (2011 г.) Святейший Патриарх Кирилл дал на этот вопрос исчерпывающий ответ:

«Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Однако в настоящее время в школе режим благоприятствования дается только так называемой «светской этике». Что же такое «светская этика»?

В учебнике «Основы светской этики» для 4–5 классов (М.: «Просвещение», 2010) прямо утверждается: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло».

Как ответить на такое утверждение?

Святейший Патриарх Кирилл в одном из Рождественских посланий (2012 г.) ответил следующим образом:

«Сегодня человека пытаются убедить в том, что он, и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем».

Говоря о проблемах духовно-нравственного воспитания школьников и студенческой молодежи, уместно привести слова, сказанные Святейшим Патриархом Кириллом 25 октября 2022 года на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора «Православие и мир в XXI веке».

«Современный человек вынужден жить в мире, который принято именовать секулярным. В секулярном мире в большинстве случаев религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию жизни, что зачастую приводит к конфликту различных форм мировосприятия: личных духовных убеждений и навязываемого извне секулярного подхода.

Для того, чтобы понимать, как отстаивать значение непреходящих духовных ценностей перед лицом секулярного нерелигиозного мира, необходимо ясно и отчетливо осознавать природу и истоки этой идеологии.

Идея создания секулярного общества составляет один из важнейших базовых принципов новой западноевропейской и вообще западной культуры. Форматирование социума по секулярному образцу по сути означает изгнание религии из общественного пространства и помещение ее в «гетто». Таким образом, религиозным институтам и общинам верующих, состоящим из граждан, наделенных такими же правами, как и их нерелигиозно настроенные соотечественники, отказывается в учете их религиозных позиций при принятии важных для всех решений. Если назвать вещи своими именами, то следует сказать, что в мировоззренческом отношении людям предлагается атеистический подход к миру и человеку, включающий атеистическую этику и во многом основанные на этой этике нормы общественного поведения». «Доведенный до своего логического конца замысел секуляризма должен был привести к выводу религии за пределы общества. По опыту мы знаем, что религия в секулярном обществе преподносилась как атрибут отсталости, мешающий прогрессу, из этого делались выводы о необходимости преодоления ее как «пережитка» прошлого, и особенно ярко это проявилось в коммунистической идеологии и практике».

На XXIV Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх ясно выразил, какое значение имеет религиозное просвещение для нравственного состояния нашего общества:

«Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего».

Именно духовно-нравственные ценности и традиции составляют основу благоприятного развития российского образования и в целом общества и государства.

А корнем этих долгожданных изменений станет добротная воспитательная работа российской школы, средней и высшей. Духовно-нравственное воспитание должно быть интегрировано во все виды педагогической деятельности.

«Нравственное влияние главная задача воспитания!», так учил великий русский педагог К.Д. Ушинский, 200 лет со дня рождения которого нынче вспоминает благодарная Россия. Недаром нынешний год объявлен и проводится как Год педагога и наставника.

Русская Православная Церковь всегда содействовала и впредь будет содействовать тому, чтобы воспитательный потенциал школы и всей системы российского образования был реализован в полной мере. Поэтому прежде всего требуется создать благоприятные условия для религиозного просвещения и в школе, и в вузе, и в целом в сфере образования и культуры.

 

Протоиерей Борис Пивоваров


Поделиться публикацией:

Статьи

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Литургию в праздник Рождества Пресвятой Богородицы» перейти в фотогалерею
Система Orphus