Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

День народного единства

День народного единства
День народного единства в новой России как государственный праздник отмечается с 2005 года. На первый взгляд – это новый праздник. Но на самом деле этот праздник имеет очень глубокие историко-патриотические корни. А любители истории знают, что этот праздник неразрывно связан с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.

Народное единство испытывается и наиболее ярко проявляется в общенародных бедствиях, когда встает вопрос – быть ли русскому народу?

Всем знакомо слово кризис. Но далеко не все знают происхождение этого слова. Греческое слово кризис означает суд.

Суд решает в какую сторону склонится чаша весов правосудия. А в медицине – наступит выздоровление человека или нет. Между тем, мы часто употребляем термин кризис с неоправданной легкостью: «экономический кризис», «политический кризис» и другие кризисы, которые, воспринимаются нами скорее как проблемы, то есть как задачи для ума, а не как суд…

Церковное празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, совпадающее с Днем народного единства, в первую очередь напоминает нам о спасении русского народа, о спасении нации, которое совершилось благодаря объединению всех церковно-патриотических сил России. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского гражданина Косьмы Минина, движимая призывами Святейшего Патриарха Ермогена, Россия вышла из глубочайшего социального кризиса. Защищая Веру Православную, русские люди защитили независимость и целостность Отечества. Поэтому Казанская икона Божией Матери, с которой ополчение освободило Москву, стала символом освобождения России от Смуты.

Польские интервенты и стоящие на их стороне изменники фактически были побеждены 22 октября 1612 года. (На Западе, с принятием в 1582 году григорианского календаря, в 1612 году это был день 1 ноября). Дальнейшее освобождение России от иноземцев было делом времени. Победа над Смутой совершилась под осенением Казанской иконы Божией Матери именно в этот день – 22 октября. (Теперь по гражданскому календарю этот день приходится на 4 ноября).

А что предшествовало победным событиям 22 октября 1612 года?

В ночь на 22 октября томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому, греку, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений! Наши молитвы услышаны: суд об отечестве нашем преложен на милость. Заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия – спасена».

Это радостное известие быстро разлетелось по рядам ополчения. Русские воины 22 октября взяли штурмом Китай-город, а вскоре капитулировал и закрывшийся в Кремле польский гарнизон.   

 

Как общероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери и в память освобождения Москвы от поляков этот день стал праздноваться в России с середины XVII века (с 1649 года). В 2005 году этот церковно-государственный праздник возродился благодаря инициативе Русской Православной Церкви и Межрелигиозного совета России.

В начале сентября 2004 года произошла страшная трагедия в Беслане. Вскоре на чрезвычайном заседании Межрелигиозного совета России встал важнейший вопрос: что нужно делать для того, чтобы в России вместо лихолетья разрушения наступила эпоха созидания мирной жизни? В процессе обсуждения этого вопроса было выработано общее понимание, что история России началась не с 1917 года. Ей уже более тысячи лет. Между тем, историческая память в XX веке не просто ослабла, но и пострадала. В Российском историческом календаре не оказалось ни одного государственного праздника, который бы напоминал нам об истинном народном единстве в период многовековой истории России до 1917 года. А революция 1917 года, напротив, внесла глубочайшее разделение в народ. Людей стали делить на классы, а классовую борьбу провозгласили главной движущей силой прогрессивного развития человечества.

В 2017 году исполнилось 100 лет февральской революции 1917 года и октябрьского переворота. Было открыто много новых исторических источников, которые неопровержимо свидетельствуют: революция не может примирить народ, она несет только разделения и братоубийство.

День народного единства – это праздник, который не только помогает нам помнить о преодолении Смуты начала XVII века, но призван также содействовать преодолению смутно-либеральных движений нашего времени, под лозунгами «свободы» разрушающих традиционную культуру и духовно-нравственные ценности России.

Пока, к сожалению, в народе нашем нет еще единства в осмыслении праздника День народного единства. Потому что в основе национального, культурного и политического единства может быть только единство в понимании и признании базовых духовно-нравственных ценностей.

Что случилось в 1612 году? Наши мудрые и отважные предки с Божией помощью преодолели смуту душ, смятение умов и не поддались на обещания тех, кто хотел изменить лицо и жизнь Руси Святой.

Вдохновителями этой Победы были священномученик Ермоген, Патриарх Московский, а также монахи-патриоты обители преподобного Сергия Радонежского. Интервенты и изменники смогли захватить Москву, но не смогли покорить Троице-Сергиев монастырь. Шестнадцатимесячная безрезультатная осада показала, что обитель преподобного Сергия – это главная крепость России.  

Необходимо время, и День народного единства постепенно всё больше будет входить в жизнь России. Этот праздник встает в ряд таких великих побед нашего Отечества как Куликовская битва, как победа над Наполеоном, как славная победа России в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Многое зависит от того, каким содержанием будет наполняться этот праздник. Всякий раз, празднуя Великую Победу России в исторических битвах и смутах, прежде всего нужно благодарить Бога за эту дарованную Им Победу. Значит празднование Победы – это духовный повод для соборной молитвы.

Во-вторых, нужно благодарно вспоминать тех патриотов России, которые паче иных подвизались для достижения этой Победы. Празднуя День народного единства, мы благодарно вспоминаем священномученика Патриарха Ермогена, а также Косьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

День народного единства должен напоминать нам о необходимости сохранения национального самосознания, о национальной самобытности, без которых не преодолеть печальных разделений в народе. В детях и молодых людях необходимо воспитывать желание быть вместе и самую потребность единства. Одними флеш-мобами народного единства не достигнуть. Флеш-мобы скорее помогают организовывать незаконные протестные движения. Необходимо изучение основ православной культуры и в целом православия, которое имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности культуры. 

Слово «диавол» означает «клевнетник» и «разделитель». Приближаясь к Богу, люди приближаются друг к другу. А удаляясь от Бога, удаляются и друг от друга. Так учит преподобный авва Дорофей.

Серьезное изучение родной истории – это также важный шаг в созидании народного единства. Фальсификации отечественной истории прямо направлена на разрушение народного единства. Родную историю можно и нужно изучать и преподавать в национальных интересах. И это совсем не означает «ненаучности». Много ли научности в том, когда замалчиваются или искажаются священные страницы родной истории?

Известно, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские по национальности воины. Этот исторический факт поучителен и для нашего времени. В годы смуты граждане России объединяются не по признаку национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отчеству.

Попытки объединить наш народ на основе западных сомнительных ценностей уже много раз становились причиной тяжелейших национальных трагедий. Поэтому установление государственного праздника День народного единства в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери – это радостное событие. Оно обращает наши взоры к истокам и священным страницам истории – гражданской истории и церковной, которые разделить невозможно.

Духовно-патриотическое объединение живших в начале XVII века наших предков вокруг Русской Православной Церкви, вокруг Минина и Пожарского, было настоящим национальным возрождением. Дай Бог, чтобы с преодолением смутных 90-х годов прошлого века в нашей Богом хранимой стране также наступило духовное и национальное возрождение. Чтобы суд об Отечестве нашем по молитвам всех святых в земле Русской просиявших был преложен на милость.

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «В Александро-Невском соборе состоялось архиерейское богослужение» перейти в фотогалерею
Система Orphus