Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА

Пасхальный канон – венец церковных песнопений

Пасхальный канон – венец церковных песнопений

После торжественного ночного пасхального крестного хода и радостного пения тропаря праздника Пасхи «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» в православных храмах начинается светлая пасхальная Заутреня.

Средоточием этой всерадостной службы является пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина (†749). В Русской Православной Церкви при исполнении канонов обычно поются только ирмосы, а тропари читаются. Пасхальный же канон поется целиком! Перед каждым тропарем этого канона поется радостный припев: «Христос воскресе из мертвых!»

На каждой песни пасхального канона совершается каждение. Священнослужители с крестом и кадилом наполняют храм фимиамом и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!».

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина по богатству богословского содержания и по красоте поэтической достоин именоваться венцом церковных песнопений. Этот дивный канон возводит нас в радость и уясняет спасительный смысл Праздника праздников и Торжества из торжеств.

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне приводит все важнейшие пророчества и прообразы Ветхого Завета о Христе Спасителе, о Его крестной жертвенной смерти и преславном Воскресении.

Добровольно идущего на страдания Христа Спасителя Агнцем Божиим прообразовательно назвал великий пророк Исаия. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). По-церковнославянски это пророчество читается так: «яко овча на заколение ведеся».

Агнцем Божиим Христа Спасителя именовал святой Иоанн Креститель. Увидев идущего к нему Иисуса, Иоанн Предтеча возвестил людям: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). И на другой день Иоанн Креститель говорил своим ученикам: «Вот Агнец Божий».

Святой апостол Петр учит, что мы искуплены не золотом или серебром, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:17-19).

В Откровении Иоанна Богослова Спаситель Иисус Христос часто именуется Агнцем, а в одном месте – Агнцем, «закланным от сложения мира» (Откр. 13:8).

Апостол Павел учит: «Пасха наша Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне, связывая свидетельства священных писателей Ветхого и Нового Завета, так воспевает Христа воскресшего из мертвых: «Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира!»

Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, как Агнец-Искупитель, принес Себя в жертву за грехи всего мира, через добровольные страдания и вольную смерть на Кресте совершил наше спасение и Воскресением Своим даровал нам жизнь вечную.

При составлении канона праздника Пасхи источником поэтического вдохновения для преподобного Иоанна Дамаскина послужило Слово 45-е святителя Григория Богослова (†389). В каноне содержится целый ряд поэтических заимствований из дивного слова святителя Григория Богослова на Пасху.

Во вступлении этого пасхального слова святитель Григорий Богослов восклицает: «Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств».

Это место преподобный Иоанн Дамаскин цитирует в ирмосах первой и восьмой песней пасхального канона.

«Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» (ирмос 1-й песни канона).

На современный русский язык этот ирмос можно переложить следующими словами:

«День Воскресения! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Потому что Христос Бог нас, поющих ныне песнь победы, перевел от смерти к жизни и от земли к Небу».

А вот ирмос 8-й песни канона: «Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, в оньже благословим Христа во веки».

Говоря о Себе Самом Иисус Христос говорил: «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8).

В ирмосе первой же песни канона преподобный Иоанн раскрывает новозаветное содержание праздника Пасхи Христовой, сохраняя при этом ветхозаветное употребление слова «пасха» – «переведение». «От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Таким образом, новозаветное значение словосочетания «Пасха Христова» – наше спасение во Христе, Воскресшем их мертвых. Как поется в экзапостиларии праздника Пасхи Христовой: «Пасха нетления – мира спасение».

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем пасхальном каноне приводит целый ряд пасхальных пророчеств и прообразов Ветхого Завета о спасительных страданиях Иисуса Христа и Его преславном Воскресении. Наиболее полный ветхозаветный прообраз Искупителя нашего, как говорилось выше – Христос, Агнец Божий, пострадавший за нас.

В четвертой песни пасхального канона раскрывается спасительное значение этого ветхозаветного прообраза – пасхального агнца (Исх. 12:3-14).

«Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце».

В переложении на современный русский язык это означает:

«Как однолетний агнец, Христос, ставший для нас благословенным венцом благости Божией, добровольно отдал Себя на заклание за всех, став очистительной Пасхой. И снова воссияло для нас из гроба Солнце праведности».

Тридневное погребение и Воскресение Христа прообразовало чудо спасения пророка Ионы. Христос сказал о Себе искушающим Его: «Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).

В шестой песни канона преподобный Иоанн Дамаскин отражает это чудо-знамение: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

В последней песни канона преподобный Иоанн Дамаскин прямо называет Иисуса Христа Пасхой:

«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

«Истее» – значит совершеннее. Слова этого тропаря обещают, что в Царстве Небесном будет еще большая радость от общения с воскресшим Христом, нежели здесь, на земле, на пасхальной церковной службе.

Изучая Священную Библейскую историю, мы будем лучше понимать пасхальное богослужение. И в свою очередь, вникая в содержание пасхальной службы, мы будем глубже усваивать и Священную Библейскую историю.

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина поется на богослужении всей Светлой седмицы, а потом – в воскресные дни (в субботу вечером) до отдания праздника Пасхи, кроме службы Фомина воскресенья.

Воскресший Христос Спаситель и Избавитель наш именуется Пасхой и в стихире, которая поется после пасхального канона.

«Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная. Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных. Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных».

Замечательную похвалу пасхальному канону дал святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (†1866). Он считал, что преподобному Иоанну Дамаскину принадлежит и создание всей службы Святой Пасхи, включая пасхальные часы, а также службы на всю седмицу Пасхи. В своем труде «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви» преосвященный Филарет дает такую характеристику пасхальному канону и всей пасхальной службе преподобного Иоанна: «После пасхальной службы в образцах творчества человеческого нельзя найти песни более полной чувствованиями, столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Пасхальная служба торжество неба и земли. Пасха торжество торжеств, и песнь Пасхе из праздников праздник душе».

Преподобный Иоанн Дамаскин составил много и других вдохновенных церковных песнопений, которые поются из Октоиха и из других богослужебных книг, поются при отпевании умерших. Эти песнопения мы часто слышим в храме, хотя далеко не всегда можем определить, что они являются творениями этого великого песнопевца. Его дивный пасхальный канон, другие его каноны, тропари и стихиры всегда будут украшать православное богослужение и будут оглашать наши храмы до скончания века.

Христос воскресе воистину воскресе!

Протоиерей Борис Пивоваров

Поделиться публикацией:

Статьи

Пасха Крестная Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Тихона последовала 100 лет тому назад — в светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля 1925 года. Погребение почившего Патриарха... 

Проповеди, послания и воззвания Святейшего Патриарха Тихона как исторический источник

25 марта 2025 года (7 апреля по новому стилю), в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 100 лет со дня блаженной исповеднической кончины великого святителя Церкви Христо... 

Священник Иаков Конкин: «Мы призваны свидетельствовать о вере»

Благочинному III Градского благочиния, руководителю епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятелю храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кировском райо... 

Церковь – наша учительница

Юбилею настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска протоирея Александра Матрука 

Главное в сердце своем хранить веру!

К 20-летию православного центра глухих.  

Пою Богу моему

30 сентября протодиакону Вознесенского кафедрального собора, руководителю канцелярии Новосибирского Епархиального Управления Александру Егорову исполнилось 50 лет.  

все статьи




Фотоальбом
Фото из галереи «На месте строительства четвертого моста через Обь совершен молебен» перейти в фотогалерею
Система Orphus