
5 октября отмечается Международный День учителя. Мы поздравляем с наступающим профессиональным праздником всех педагогов! Особые слова благодарности учителям основ православной культуры, которые воспитывают учеников в духе традиционных ценностей и любви к родной культуре.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в школах уже более десяти лет. Чем важен курс ОРКСЭ в образовании и воспитании учащихся, какое место он занимает среди других школьных предметов, рассказывают учителя, которые стали его преподавать одними из первых в Новосибирске.
Людмила Демьяновна Яковлева, педагог ОПК и ОДНКНР МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», руководитель школьного пресс-центра и музея «У истоков города», заслуженный учитель РФ:
– Я считаю курс «Основы православной культуры» самым важным в выборе родителей. Он позволяет ребенку по-новому взглянуть на историю своего Отечества, связать ее с историей своей семьи, найти свое место в исторической цепочке.
Важно, чтобы этот курс вызывал чувство сопереживания с историей страны. Чтобы информация о храмах, святых воинах, святителях Земли Русской вспоминалась не только на экзаменах и олимпиадах, а стала частью внутреннего мира, оставила след в душе.
Елена Евгеньевна Тихомирова, заведующая кафедрой теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»:
– Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей. Когда мы говорим о шести частях, подразумевается, что этот курс разделяется. На самом деле курс должен объединить – учащихся, родителей, а в более широком масштабе – всех граждан страны вокруг традиционных культур, традиционных ценностей, таких как дом, семья, вокруг моделей традиционного поведения. Все модули начинаются с большой темы «Россия – наша Родина». Это первый важный урок, который дает мотивацию к изучению курса. Нас объединяют символы России – гимн, герб, флаг, законы, по которым мы живем. Мы говорим о, что Родина – это не только территория, это жители, которые населяют эту территорию, которые объединены будущим своей страны, идеями, моделями поведения, традициями, праздниками и смыслами. Мы говорим, что Россия – это наш Дом.
Наталья Борисовна Матюшина, учитель МБОУ С(К)ШИ №39:
– Я всегда говорю ребятам: «Бусинки – это все наши знания, а ниточка – это духовная составляющая знаний. Если ниточка прочная, то бусинки – знания, которые мы получаем на других предметах, станут нашим украшением. А если ниточка непрочная, то они просто у нас рассыпятся.
Если до недавнего времени воспитанию в школах не уделялось особого внимания, то у нас оно никогда не уходило. В нашей школе-интернате учатся ребята со всего города и области. Они находятся здесь до выходных и даже до каникул. Поэтому воспитательная работа у нас ведется постоянно.
Я считаю, что курсы «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это основа воспитания. Первый год мы занимались по обычным учебникам. Сейчас у нас есть учебники с укрупненным шрифтом и специальные учебники и по Брайлю. На учебники собирали деньги всем миром через благотворительный фонд святого Серафима Саровского. Прихожане храмов со всей России жертвовали деньги, потому что считали это важным, чтобы у незрячих и слабовидящих детей была возможность изучать православную культуру. В храме ко мне обращались: «Наташа, мы слышали, твоим деткам нужны учебники. Я пенсию получила, держи». Замечательная бабушка Людмила Кузьминична, у нее самой много внуков, а она не на них потратила свою пенсию, а целых 5 тысяч (по тем временам это были большие деньги) передала на учебники. Таких людей было много. В начале года, когда мы начинаем заниматься, я рассказываю ребятам историю, как учебники появились в нашей школе.
Жаль только, что не хватает времени на уроках, чтобы показать красоту православной культуры. В этом году завуч по воспитательной работе Марина Ивановна Щербина предложила разработать факультатив для 6 класса на основе учебника «Родное слово». Появилась идея соединить авторский курс протоиерея Бориса Пивоварова и православный календарь, чтобы углубить знания, полученные в рамках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в 4 и 5 классах.
Наша школа находится вблизи Троице-Владимирского собора. Наши детки постоянно слышат колокольный звон, спрашивают: «Почему колокола звонят, какой сегодня праздник?». В рамках факультативного курса я могу уже развернуться и больше рассказать о праздниках и о православном календаре.
Доктор филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы НГУ, учитель МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» и православной гимназии во имя святого преподобного Сергия Радонежского священник Димитрий Долгушин:
– Курс «Основы православной культуры» должен знакомить учеников с языком родной культуры. Без знания этого языка человек оказывается иностранцем на собственной Родине, потом что русская культура всегда была связана с православными истоками.
Изучаем ли мы историю, невозможно понять, что руководило Александром Невским, Патриархом Гермогеном, Мининым и Пожарским, другими деятелями, без знания Евангелия. Чтобы понимать архитектуру, живопись, нужно знать библейские сюжеты, православные традиции.
Знания эти обогащают человека, расширяют горизонты, открывая окно не только в мир родной культуры, но и на просторы мировой культуры. Церковнославянский язык вобрал в себя два тысячелетия истории греческого языка, передав все богатство и многообразие русскому языку.
На родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ я привожу пример из поэзии Маяковского. Когда мы читаем Маяковского, самые далекие от православия его стихи:
Партия -
рука миллионнопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.
Откуда в его поэзии появилось многокорневое словообразование – «миллионнопалая»? Оно было составлено по образцу одической лексики XVIII века – Сумарокова, Ломоносова. В торжественную поэтическую речь, в свою очередь, она пришла из церковнославянского языка. Вспомните возвышенные поэтические эпитеты из акафистов: «Радуйся, древо благосеннолиственное…» В церковнославянский язык они пришли из греческого. Это язык Гомера: «Быстроногий Ахилл и шлемоблещущий Гектор». В церковнославянском в них вложены уже совсем другие смыслы, но построены они аналогично. Так можно протянуть ниточку от Гомера, через церковнославянский язык, к Ломоносову и Сумарокому, а от них – к Маяковскому.
Если мы знаем только Маяковского, но не знаем создателей азбуки – святых Кирилла и Мефодия, не знаем церковнославянского языка, мы как в тюрьме замыкаемся в одном уголке культуры, по-настоящему не понимая и Маяковского. Изучение православной культуры–это как раскопки вглубь, а еще вверх и вширь. Чем выше ты забираешься на головокружительную высоту, тем шире перед тобой простирается простор. Это обогащает
мир человека, делая его адекватным реальному миру, который действительно широк и многообразен и, в конце концов, является Божьим миром.
Екатерина ПРЯМУШКО